Студенты МГГЭУ обсудили проблемы терроризма и основные меры безопасности обучающихся в российских вузах

Накануне Дня солидарности в борьбе с терроризмом, аналитик, эксперт по проблемам терроризма, криминологии и национальной безопасности, доктор юридических наук, профессор уголовного права, доцент Владислав Вячеславович Красинский выступил перед студентами МГГЭУ с лекцией об актуальных террористических угрозах и основных мерах безопасности обучающихся в вузах.

Владислав Вячеславович специализируется на вопросах борьбы с терроризмом и экстремизмом, является членом секции по вопросам международного электорального сотрудничества Общественного научно-методического Совета при ЦИК России, а также членом экспертной группы по международному антиэкстремистскому сотрудничеству при МИД Российской Федерации.

С начала 1990-х гг. экстремизм является устойчивой угрозой безопасности Российской Федерации, затрагивающей жизненно важные интересы личности, общества и государства. Эта угроза имеет многоплановый характер и сопровождается различными проявлениями.

В настоящее время существует достаточно широкий спектр видов экстремизма: политический, этнонациональный, религиозный, в молодежной среде и другие.

Эксперт отметил, что экстремизм в молодежной среде обусловлен широким кругом социальных противоречий, не получивших своевременного разрешения, которые начиная с 1990-х гг. приобрели общесистемный и конфликтный характер.

«Данные процессы охватили все сферы жизнедеятельности страны: экономическую, политическую, социальную, культурную и др. Острота этих противоречий, их неурегулированность и масштабность вовлечения в них различных слоев населения, в т. ч. молодежи, отсутствие видимых перспектив их скорого разрешения обусловливают существование экстремизма в молодежной среде как долговременного фактора социально-политического развития современной России. Спектр причин возникновения и распространения экстремизма в российской молодежной среде весьма широк. К ним можно отнести многочисленные социальные конфликты и противоречия», – рассказал Владислав Вячеславович.

По его словам, одно из главных мест при возникновении и распространении экстремизма в молодежной среде занимают факторы социокультурного и социально-психологического характера.

«В комплексе этих факторов приоритетное место занимает процесс размывания прежней относительно единой системы социальных ценностей, формирования или усиления негативного влияния замещающих их субкультур на социально-групповых, этнических, религиозных, криминальных и других основах при признании их носителями допустимости или необходимости использования насилия для достижения соответствующих личных или групповых целей. Особо негативную роль как фактор возникновения и распространения экстремизма в молодежной среде играет формирование в ряде регионов России устойчивых очагов повышенной социальной напряженности и нестабильности – острых социально-политических и межэтнических конфликтов, обладающих высоким уровнем дестабилизирующего воздействия на безопасность страны», – заметил аналитик.

Он продолжил, что Большое влияние имеет целенаправленная политика ряда иностранных государств, имеющих экспансионистские геополитические интересы в отношении России и стремящихся к их достижению при активном использовании пропагандистских центров, разнообразных научных, гуманитарных, благотворительных организаций, а также антироссийская деятельность зарубежных религиозно-экстремистских и националистических структур.

Как заметил эксперт, социальная база молодежных объединений экстремистской направленности в последнее время претерпела изменения.

«Все чаще ряды радикальных структур пополняют подростки из благополучных в социально-экономическом отношении семей, как правило, это учащаяся студенческая молодежь – студенты престижных российских вузов. Более того, среди молодежи становится модно участвовать в деятельности какого-либо молодежного объединения, зачастую экстремистской направленности», – пояснил Владислав Вячеславович.

Особое внимание профессор уделил Интернету, как мощному инструменту молодежных объединений экстремистской направленности, который с присущей ему децентрализованной, распределенной структурой предоставляет молодежным экстремистским объединениям новые возможности по обеспечению формирования автономных ячеек.

«При всех положительных моментах повсеместного распространения сети Интернет, делающего общество более открытым и свободным, глобальная сеть стала одним из каналов распространения деструктивной идеологии, средством связи, координации проводимых экстремистских и террористических акций, инструментом вовлечения новых членов в ряды радикальных структур. Недавние события в России и мире наглядно продемонстрировали, что сеть Интернет используется не только для проведения протестных общественно-политических акций в различных странах, но и для организации массовых беспорядков и погромов. В виртуальном пространстве осуществляются управление деятельностью автономных групп, идеологическая работа, сбор средств, вербовка, а также непосредственная подготовка к совершению экстремистских акций и террористических актов», – заявил Владислав Вячеславович.

Он отметил, что в глобальной сети насчитывается свыше 7,5 тыс. сайтов экстремистской направленности, из которых более 150 – русскоязычные (по данным Совета Безопасности Российской Федерации). При этом по российскому законодательству, как и в большинстве других стран, организации-провайдеры и владельцы сетевых ресурсов, предоставляющие услуги по размещению сайтов,  фактически не несут ответственности за содержание размещаемой на них информации.

«Так, Интернет становится мощным пропагандистским инструментом различных объединений экстремистской направленности, в первую очередь молодежных. Этому способствует специфика глобальной сети, которая предоставляет такие преимущества, как простота доступа, независимость от географического расположения, неограниченная потенциальная аудитория, высокая скорость передачи информации, трудность контроля со стороны правоохранительных органов и др. Членам экстремистских объединений уже не нужно лично встречаться для обмена информацией, согласования планов и координации преступных действий. Так, например, все чаще в структуры экстремистских объединений входят специалисты, как правило, из числа молодых программистов, владеющие навыками компьютерного взлома и т. п. Одной из главных задач, решаемых объединениями экстремистской направленности с помощью Интернета, является как можно более широкое освещение экстремистских акций с привязкой их к идеологическим посылам экстремистов и устрашением общества. Прекращение деятельности таких Интернет-ресурсов зачастую невозможно в силу правовых и юридических сложностей, а иногда малоэффективно, т. к. их место быстро занимают новые. Специалисты указывают на постоянное копирование таких сайтов, смену сетевых и физических адресов серверов. Широко используются методы противодействия правоохранительным органам, в частности возможному контролю с их стороны, а также затруднения идентификации пользователей и участников экстремистских сайтов и форумов. Членами объединений экстремистской направленности используются адреса электронной почты, зарегистрированные на зарубежных сегментах сети Интернет, не имеющих российских доменных имен. Многие российские объединения экстремистской направленности стремятся модернизировать свои сайты, расширяя коммуникативные связи с потенциальными сторонниками как в различных регионах России, так и за рубежом», – рассказал доктор юридических наук студентам.

Также он подробно раскрыл проблемы активного использования социальных сетей для анализа личной информации, вводимой пользователем при регистрации на сайте или в опросах, по которой можно определить его отношение к той или иной проблеме.

«С пользователями, которые представляются наиболее заинтересованными в деятельности объединения или подходящими для выполнения какого-либо задания, устанавливается контакт. Кроме того, в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и других создаются закрытые сообщества, в которых распространяются материалы экстремистской направленности, участникам сообщаются сведения о месте и времени проведения акций и осуществляется координация деятельности экстремистских группировок. Особое внимание создатели указанных закрытых сообществ и групп обращают на молодых людей, имеющих склонность к зависимости (аддикции) от социальных групп (социальных сетей). Зачастую таких молодых людей отличает наличие неврозов различного происхождения и синдрома дефицита внимания. Подростки, в поведении которых присутствуют подобные признаки, являются наиболее уязвимыми для агитационных механизмов, используемых молодежными объединениями экстремистской направленности», – сообщил эксперт.

Он добавил, что почти треть российской молодежи состоит в каких-либо Интернет-сообществах – на сегодняшний день это наиболее популярная форма участия молодежи в общественной жизни.

«Кроме того, для организации своих экстремистских акций молодежные объединения широко используют новые технологии, среди которых следует особо выделить информационно-коммуникационные, основанные на возможности быстрого обмена информацией с помощью сети Интернет и мобильной связи. Примером такой активно развиваемой технологии является т. н. флэшмоб, суть которого заключается в том, что незнакомые между собой люди с использованием сети Интернет договариваются о месте, времени и сценарии проведения определенной кратковременной акции. Предварительно не общаясь друг с другом, собравшиеся одновременно и демонстративно выполняют заранее оговоренное действие, а затем мгновенно расходятся. Следует учитывать, что флэшмоб не подпадает под действие правовых норм российского законодательства в части, касающейся проведения несанкционированных митингов, уличных шествий и пикетирования в общественных местах, что существенно осложняет применение правовых норм для противодействия проведению таких акций. Флэшмоб может стать действенным средством воздействия на общественное сознание, придать видимость массовости, широкой поддержки населением и социальной значимости проводимых акций. С его помощью в нужный момент можно скрытно и быстро собрать большое количество людей в требуемом месте, исходя из поставленных целей. Именно высокая скрытность процедуры и анонимность подготовки к проведению акций делают эту технологию привлекательной. Размещаемые в Интернете объявления, как правило, имеют нейтральный характер. Вместе с тем, проводимая с использованием флэшмоб технологии акция может перерасти в противоправную или экстремистскую, особенно при условии большого скопления людей», – рассказал лектор.

Он подчеркнул, что с учетом повышенной общественной опасности и роста количества экстремистских проявлений, особенно в молодежной среде, противодействие этому явлению должно стать одним из приоритетных направлений работы органов безопасности.

«Одним из немаловажных элементов противодействия является профилактика экстремизма. Это комплекс мероприятий, включающий воспитательную работу с молодежью, организацию соответствующего информационного сопровождения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, использование положительного потенциала общественных и религиозных объединений. Поддерживаемые органами власти различного уровня молодежные проекты, студенческие движения способны выступить альтернативой деструктивной деятельности объединений экстремистской направленности», – заключил Владислав Вячеславович.