Подвиги московских учителей-героев в период Великой Отечественной войны

МГГЭУ продолжает в рамках акции Научный полк, рассказывать о вкладе научных коллективов, преподавателей и студентов в Победу над фашизмом.

Студентка факультета социологии и журналистики Екатерина Устинова подготовила материал о подвигах московских учителей-героев в период Великой Отечественной войны, которые не только участвовали в боях, но также трудились в тылу, изо всех сил старались дать образование детям даже в такие тяжелые времена.

Школьники и педагоги помогали стране как могли – строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время.

Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

К началу войны в Москве было 699 школ, в которых обучалось более 600 тысяч детей. Уже в первые месяцы войны тысячи учителей и старшеклассников ушли на фронт, многие стали работать на военных предприятиях, на строительстве военно-оборонительных сооружений. Учебные программы военного времени претерпели некоторые изменения. В школьных курсах стали глубже изучать темы, связанные с войной и обороной: отравляющие вещества, планы и карты, современная военная техника и военная терминология, сельское хозяйство. Было усилено патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной работе.

Только на территории Советского союза число учителей с 607 807 человек  в 1940-1941гг. учебном году сократилось до 429 706 человек в 1943-1944 учебном году.

С июня 1941 г. по июль 1942 г. были призваны или ушли добровольцами на фронт 1873 учителя, перешли на работу на оборонные предприятия и в учреждения Наркомата обороны 2666 педагогов, выехали из Москвы с интернатами эвакуированных детей 2831 учитель, с другими организациями – 6900 человек.

Несмотря на все меры – эта проблема до конца войны так и не была решена. При этом следует учитывать, что выбывшие учителя часто заменялись малоквалифицированными и слабо подготовленными работниками.