Группа молодых ученых, членов студенческого научного общества РГУ СоцТех под руководством доцента кафедры педагогики и психологии Ларисы Беленковой и старшего преподавателя Марины Сергушкиной, в экспериментах проверила эффективность новых форм коммуникативного взаимодействия и социальной активности детей-инвалидов. Исследователи определили, что реабилитационные программы помогают детям с ОВЗ, которые ранее испытывали трудности при общении со сверстниками и взрослыми, осознать свою роль в обществе и почувствовать себя частью страны. Исследование проведено в рамках проекта Российского движения детей и молодежи «Движение первых — время первых» на базе ГБОУ г. Москвы «Школа имени дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина».
Как известно, многим детям с ОВЗ сложно общаться и взаимодействовать с окружающими, что мешает им полноценно участвовать в жизни общества. Так, более 60% детей с ОВЗ, участвовавших в эксперименте, показали наличие низкого уровня сформированности коммуникативных умений, необходимых в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Чтобы помочь им справиться с этим, исследователи предложили систему мероприятий, которые вовлекают школьников в общественную и творческую деятельность, а также формируют активную гражданскую позицию.
Ученые предложили эффективную систему работы образовательной организации с использованием потенциала «Движение первых», которая обеспечивает формирование у детей и подростков с инвалидностью активной гражданской позиции и включение их в различные виды преобразующей деятельности средствами социального проектирования.
В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 14 до 16 лет. Для практического решения проблем гражданского воспитания внедрялись такие методы, формы и технологии воспитания, как мастер-классы с использованием дидактических, ролевых игр (игр-конструирования речевых ситуаций) и упражнений на речевом материале с применением приемов показа, пояснения, указания, моделирования ситуаций реального речевого общения (выражающихся в репликах и действиях) как средств коммуникации детей и подростков.
Молодые исследователи активно включались в образовательные события школы гражданско-патриотической направленности: проводили тематические классные часы, литературно-драматические композиции, тематические вечера, просмотр и обсуждение кинофильмов, школьный клуб.
Кроме того, в рамках проекта исследовали представили технологии обучения этике общения и взаимодействия в инклюзивной среде на круглом столе с участниками проектной деятельности «Коммуникации в социализации людей с инвалидностью». Среди приемов формирования умений взаимодействия в процессе коммуникации: при установлении контакта вступать в диалог, проявляя уверенность в себе; понимание чужих эмоций в процессе общения; способность высказывать мысли с интонационной выразительностью и др.
В результате проведенных мероприятий удалось значительно улучшить навыки общения, самовыражения и взаимодействия у всех школьников, принявших участие в экспериментальной работе.
«Создание условий для формирования у начинающих исследователей навыков научной коммуникации, расширения исследовательских компетенций и творческой свободы в практике решения профессиональных задач позволит вовлекать молодежь в реализацию реабилитационных программ», — отметила научный руководитель проекта, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии РГУ СоцТех Лариса Беленкова.
Исследование провели члены Профессионального студенческого научного общества «Психолого-педагогический калейдоскоп: новые технологии и практики» Карина Ашуева и Дарья Салапина, студентки направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
По итогам реализации проекта значительно повысился уровень коммуникативных навыков и социальной адаптации школьников, что подтверждает эффективность предложенных методик. Участники проекта смогли наладить продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогами, а молодые исследователи получили возможность применить свои знания на практике, взаимодействуя с педагогами-практиками и углубляя понимание вопросов инклюзивного образования.