Каждый год тысячи выпускников российских школ решают вопрос о том, какую профессию выбрать. Рынок труда постоянно меняется и довольно трудно сказать, каким будет список самых нужных профессий через несколько лет. Однако, существуют профессии, к которым на протяжении многих десятилетий сохраняется устойчивый интерес, подпитываемый высокой востребованностью на рынке труда. Образовательные программы, реализуемые в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете, обеспечивают профессиональную подготовку именно в таких сферах. Мы предлагаем получить профессию, которая обеспечит гарантированное трудоустройство. Эти профессии могут быть одинаково интересны как тем, у кого нет никаких ограничений здоровья, так и лицам с инвалидностью, поскольку среди них нет ни одной, в которой бы не мог реализоваться человек, имеющий инвалидность.
Вы можете получить профессию:
- Экономист
Экономист – профессия, которая занимает одно из первых мест по популярности среди молодых специалистов. Существует мнение, что рынок перенасыщен выпускниками экономических факультетов. Однако хорошие экономисты все также востребованы. В эпоху рыночных отношений популярность профессии только растёт. Хороший экономист, разбирающийся в своем деле и умеющий пользоваться полученными знаниями, до сих пор остаётся на вес золота. Главным плюсом является высокая востребованность профессии, а её универсальность позволяет найти работу почти в любой сфере. Обладая необходимым багажом знаний и умений, можно открыть своё дело и не бояться, что оно окажется убыточным.
В практическом смысле экономист занимается на предприятии анализом хозяйственной деятельности на основе знания законов экономики. Для повышения эффективности функционирования компании такой специалист выявляет дополнительные материальные или финансовые резервы, разрабатывает мероприятия по рациональному использованию имеющихся ресурсов. Анализ, бизнес-планы, описание различных необходимых в организации мероприятий сопровождаются точными расчетами, подтверждающими надежность положительных результатов от их внедрения. Цель работы экономиста – это получение предприятием наибольшей прибыли при рациональных затратах. Как известно анализ производственной деятельности и разработка мероприятий по ее оптимизации нужны в любой организации. Именно этим объясняется повышенная востребованность профессии экономиста во многих фирмах и организациях. Важно, что специальные экономические знания дают человеку возможность начать собственное дело в выбранной сфере без риска убыточности.
В силу того, что данная профессия уже достаточно длительный промежуток времени является популярной и востребованной, спектр сфер и секторов, в которых возможно работать экономистом, достаточно широк. Фактически нет области, где должность экономиста будет ненужной, либо не перспективной. Начиная от планирования экономического направления какого-то маленького отдела предприятия или просто частного предприятия и, заканчивая широкомасштабным экономическим планированием деятельности страны.
В связи с тем, что экономист постоянно связан с относительно высоким уровнем ответственности, а также требует знаний и аналитического склада ума, эта работа имеет достаточно высокий уровень заработной платы.
Экономисты могут работать в финансовых, маркетинговых, производственно-экономических, аналитических службах различных отраслей, сфер и форм собственности; в финансовых, кредитных и страховых учреждениях; органах государственной власти.
Могут ли работать экономистами люди с инвалидностью?
Профессиональный успех экономиста никак не ограничивается наличием инвалидности. Многие люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, демонстрируют безграничные возможности в сфере экономики, которая ценит знания, опыт и конкурентоспособность. Большинство компаний сегодня гарантирует людям с инвалидностью специально оборудованное рабочее место, поскольку понимает, что затраты на хорошего специалиста окупаются очень быстро. Если же работа в организации проблематична, то всегда остается возможность работы в режиме фриланса – формы организации труда, при которой работодатель и исполнитель могут находиться как угодно далеко друг от друга. Среди фрилансеров немало экономистов, выполняющих свою работу на условиях удаленного доступа.
- Менеджер
Менеджер (от англ. manage — управлять) — специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной и другими видами деятельности.
Основная функция менеджеров — управление, включающее процессы планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления организации. Соответственно этому выделяют менеджеров низового звена, менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена.
Менеджеры низового звена – это младший управленческий персонал, находящийся непосредственно над рабочими и другими рядовыми сотрудниками. Это мастера, заведующие отделами в магазинах, менеджеры по продажам, у которых в подчинении находятся торговые представители (агенты) и т.д., они и составляют большую часть руководителей низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Менеджеры низшего звена должны иметь, как минимум, дипломы среднего профессионального образования
Менеджеры среднего звена — это руководители над менеджерами низшего звена. В зависимости от величины организации может быть несколько уровней таких менеджеров. К ним относятся начальники цехов, директора филиалов, начальники отдела продаж и т.д. Такие управленцы должны иметь дипломы об окончании высших учебных заведений.
Менеджеры высшего звена — самая малочисленная группа управленцев. Даже в самых крупных организациях их всего несколько человек. Типичными должностями здесь будут генеральный директор завода, директор магазина, председатель совета директоров. Этот уровень управления всегда требует наличия высшего образования, иногда и не одного.
Очевидно, что величина заработной платы зависит от уровня управления и может колебаться от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей.
К настоящему времени профессия менеджера получила самое широкое распространение и является востребованной в самых разных сферах.
Представители профессии занимают уверенное положение на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и предприятиям требуются высоко квалифицированные менеджеры. Успешному трудоустройству способствует и постоянное увеличение количества малых предприятий, нуждающихся в грамотном и эффективном управлении.
Могут ли работать менеджерами люди с инвалидностью?
Наличие инвалидности ни в коем случае не является препятствием для получении профессии менеджера. Большинство современных компаний обеспечивают наличие полностью безбарьерной среды, позволяющей сотрудникам с инвалидностью беспрепятственно выполнять свои профессиональные обязанности. Кроме того, менеджер всегда может работать на условиях фриланса – относительно недавно возникшей формы организации труда, при которой работодатель и исполнитель могут находиться как угодно далеко друг от друга. Например, руководство выполнением проекта может осуществляться при помощи электронных средств связи, или по телефону. Фрилансер сам планирует и корректирует свой рабочий день, как ему удобно. Он может реализовывать несколько заказов от разных заказчиков одновременно. Среди фрилансеров немало представителей менеджмента, выполняющих работу в сфере продаж, финансовой аналитики, разработки бизнес-планов и т.п. с помощью удаленного доступа. Ну и конечно, знания в области управления позволяют начать собственный бизнес, в том числе и людям, имеющим инвалидность.
- Бухгалтер
Бухгалтер – тот специалист, без которого не обходится ни одна организация. Ни одно предприятие, частное или государственное, не сможет вести полноценную деятельность без бухгалтерского учета. Сегодня бухгалтер – важнейшая экономическая профессия. Бухгалтеров принимают в штат сотрудников или же пользуются услугами бухгалтерского сопровождения.
Бухгалтерская профессия заключается в ведении всех финансовых дел организации. На плечи такого сотрудника ложится самая, пожалуй, серьёзная ответственность – за деньги, которые проходят через фирму. Работники бухгалтерии обязаны вести учёт. Без него отлаженная работа просто невозможна.
Если на предприятии прекратить вести учет, то деятельность очень быстро будет парализована. Не будет информации ни по задолженности покупателей или поставщикам, собственники не будут знать, приносит дело доход или убытки. Поэтому работа бухгалтеров связана с огромной ответственностью.
Бухгалтер выполняет довольно много работы. В его обязанности входят ведение налогового и управленческого учета, начисление заработной платы сотрудникам компании или предприятия, проведение выплат по гражданским договорам, выполнение работ, направленных на сокращение расходов на налоговые отчисления, сдача налоговой отчетности. Однако это не вся работа, которая ложится на плечи бухгалтера. Кроме этого специалист принимает участие в проведении инвентаризации, активно взаимодействует с банками и кредитными организациями, занимается внешней экономической деятельностью.
В различных отраслях экономики бухгалтерский учет имеет множество специфических особенностей. Как следствие, обычно бухгалтер специализируется на одной из функций бухгалтерского учета. Однако настоящий профессионал должен ориентироваться во всех его видах.
Профессия бухгалтера относится к числу массовых, она востребована в самых различных организациях. Эти специалисты могут работать в бухгалтерии любого учреждения, в крупных фирмах и банках, на предприятиях в отделах экономического планирования и анализа. Мелкие организации зачастую не содержат бухгалтера в постоянном штате сотрудников, а временно приглашают его извне.
Могут ли работать бухгалтером люди с инвалидностью?
Для людей с инвалидностью профессия бухгалтера является одной из самых востребованных, поскольку открывает широкие возможности для работы на дому. В крупных компаниях бухгалтер работает полный рабочий день в офисе. Но существует огромное количество мелких компаний, которым просто не выгодно держать в штате постоянного бухгалтера. Они обращаются, время от времени, к удаленному сотруднику, когда нужно сдать документы в налоговую или просто выполнить мелкую работу.
Сколько получает бухгалтер на дому? Около 10-12 тыс. рублей за ведение одной фирмы. На таких необременительных условиях можно одновременно вести несколько фирм. Не сложно посчитать возможный заработок, хотя он во многом зависит от выполняемых задач, профессионального уровня и города проживания. В результате, бухгалтер, ведущий бухгалтерское сопровождение нескольких малых предприятия обеспечивает себе стабильную высокую заработную плату и при этом сводит к минимуму необходимость ежедневного пребывания на рабочем месте в стенах организации.
- Юрист
Профессия юрист, зародившаяся ещё в древнем Риме, и по сей день весьма востребована и престижна.
Профессия юриста связывает служителей закона: адвоката, прокурора, судью, следователя, юрисконсульта, нотариуса, юриста-международника – все они считаются знатоками в одной из областей права.
Юрист – это одна из тех профессий, которая помогает позитивно влиять на мир. Если вы выберете специальность следователя, то сможете контролировать справедливость наказания преступников. Прокурор может привлечь к ответственности берущего взятки чиновника. Адвокат защитит несправедливо обвиненного клиента.
Любопытный факт: в России вплоть до самого 2008 года свой день отмечали лишь отдельные категории юристов (был День прокуратуры, День адвокатуры). 4 февраля 2008 г. был соответствующим указом Президента учрежден День юриста. С того времени 3 декабря – праздник всех, кто причастен к профессии юриста.
Знаменитые российские юристы: Плевако Ф.Н., Кони А.Ф., Малянтович П.Н., Крашенинников П.В., Падва Г.П., Астахов П.А., Кучерена А.Ю., Барщевский М.Ю., Резник Г.М.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин по образованию – юрист. Премьер – министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев по образованию – юрист.
Плюсы профессии
Знание законов, несомненно, пригодится вам и в жизни. Например, в ситуации получения некачественной услуги или обмена некачественного товара. Придадут уверенности при общении с сотрудниками ГИБДД, если вас остановили для проверки на дороге.
Юристы имеют возможность отличного карьерного роста. Большинство ведущих и высокооплачиваемых должностей страны требуют именно юридического образования. Так начав свою карьеру, вы в итоге путем упорного труда и постоянного самосовершенствования можете вырасти до прокурора или судьи.
Профессиональная деятельность юриста неизбежно затрагивает интересы и задевает права не только отдельных членов, но и в целом всего общества, порой, в той или иной мере, влияя даже на судьбы государств. Поэтому специфика профессии требует от человека соблюдения определенного этического Кодекса, повышенной ответственности, обостренного чувства долга, неподкупности и высоких нравственных принципов. Кроме того, юрист должен стремиться к постоянному самообразованию, самосовершенствованию, повышению своей квалификации и, безусловно, обладать немалым самообладанием и стрессоустойчивостью.
Место работы
Юрист может работать:
- в различных юридических инстанциях, например, прокуратуре, Министерстве юстиции, МВД, организациях судебной системы РФ;
- в структурах органов как государственной власти, так и местного самоуправления;
- во всевозможных государственных ведомствах;
- в любых коммерческих организациях;
- в специализированных фирмах или самостоятельно (адвокаты, нотариусы);
- в области науки и образования.
- Переводчик
Переводчик – это специалист, владеющий иностранными языками, который помогает сотрудникам организации или компании, которые не владеют иностранным языком, понимать смысл иностранной разговорной речи, письменного текста. Переводчики требуются для работы в переводческих компаниях, в издательствах, в средствах массовой информации, в вооруженных силах и специальных службах, в различных гражданских министерствах, в корпорациях и компаниях, которые работают с зарубежными партнерами или экспортируют продукцию, в туристических фирмах и на промышленных производствах, в торговых сетях и маленьких фирмах. Перед переводчиком с хорошим владением иностранным языком открыты двери фирм, компаний, корпораций, банков, агентств, министерств. Мастер художественного или технического перевода может выполнять заказы дома онлайн, получая за работу хорошие деньги, поскольку стандартная оплата квалифицированного перевода одного листа текста с европейского языка оценивается суммой эквивалента пяти долларов (восточного языка – эквивалента 10 долларов). Переводчик может найти подработку, работать фрилансером: репетитором по обучению иностранному языку школьников или исполнителем переводов онлайн через Интернет. Переводчики очень востребованы. Хотя переводчиков выпускается много ежегодно, однако спрос на таких специалистов огромен из-за увеличения объема международных контактов.
Наиболее распространенные профессии переводчика:
- Переводчик – специалист по переводу и переводоведению, который интерпретирует устную и письменную речь (текст).
- Технический переводчик – специалист по переводу узкопрофильной технической литературы, инструкций, описаний, анонсов в тех или иных областях (фармакология, инженерия, IT-технология, авиастроение, ракетостроение, нефтедобыча) требуют специалистов, ориентирующихся и в теме, и в языке. Технические переводчики ценятся на вес золота, их привлекают для работы международные компании на высокую зарплату.
- Бизнес-переводчик – специалист по устному переводу переговоров и контактов официальных встреч.
- Переводчик контактов в дипломатической сфере – специалист по интерпретации информации, учитывающий особенности культуры, международной этики и политического этикета.
- Переводчик официальных документов – специалист по точной передаче смысла документов.
- Синхронный переводчик – специалист высочайшей квалификации, привлекаемый для перевода конференций, симпозиумов, семинаров.
- Личный переводчик политика, бизнесмена.
- Переводчик-журналист.
- Переводчик-экскурсовод туристической фирмы.
Переводчик – это начальная должность в любой организации или компании, которая имеет хорошую перспективу в плане карьеры, поскольку переводчик всегда контактирует с руководством компании, министерства. Традиционно хорошие переводчики получают повышение по службе, становятся начальниками отдела, главой фирмы, корпорации, деканами факультета, ректором.
Примеры успешной карьеры переводчиков:
В.М. Суходрев переводчик Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева затем стал заместителем генерального секретаря ООН. Переводчица Мария Захарова (китайский, английский язык) стала официальным представителем министерства иностранных дел России. Переводчик В.Н. Кладов (китайский и английский язык) стал руководителем отдела компании Ростех. Переводчик А.В. Герин стал генеральным директором агентства «Транслинк». - Психолог
Официальная дата возникновения психологии как науки вязана с открытием в 1879 г. первой психологической лаборатории в Лейпциге немецким врачом, физиологом и психологом В. Вундтом. Позже психология, являясь прикладной научной областью, набирает свою популярность не только за рубежом, но и в России. В настоящее время трудно представить хоть одну сферу человеческой деятельности, которая не использовала бы психологические знания: медицинская, педагогическая, инженерная, военная и даже спортивная психология являются основными отраслями современного психологического знания.
Психолог – это профессия, направленная на оказание психологической помощи людям, посредством консультирования, диагностики, коррекции, просвещения и профилактики. Специалисты этой области обеспечивают развитие, обучение, диагностику качеств и способностей личности на разных возрастных этапах, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение всех категорий граждан с трудностями при освоении учебных программ, преодолении возрастных, личностных, семейных и профессиональных кризисов. Психологи активно работают в различных организациях, ведут частную практику, решают проблемы профилактики и помощи в сложных жизненных ситуациях, ситуациях насилия, противоправного, зависимого поведения, вовлечения в неформальные группы антисоциальной направленности и т.д.
Виды деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:
- научно-исследовательская деятельность (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований);
- педагогическая деятельность (оказание психологической помощи, психологическое сопровождение образовательного процесса).
Сферы трудоустройства:
- образовательные организации (детские сады, школы, лицеи, колледжи, гимназии, детские дома, приюты, детские центры развития, интернаты и др.);
- учреждения по подбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации и др.);
- психологические консультативные службы, работа на телефоне доверия (психолого-медико-социальные центры и др.);
- государственные и муниципальные органы управления (органы опеки и попечительства, комитет по защите прав материнства и детства, др.);
- правоохранительные органы (воспитательные колонии, инспекция по делам несовершеннолетних, центры временной изоляции и др.);
- учреждения социального профиля, досуговые центры.
Возможности личностного карьерного роста в основном зависят от профессионального самосовершенствования, и любви к своей профессии. Высокий уровень профессиональной компетентности позволит вам стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом.
- Лингвист
Лингвист — это высокопрофессиональный специалист-переводчик широкого профиля, который является экспертом не только в иностранном языке, но также в иностранной культуре, истории зарубежной страны, национальном менталитете страны своей специализации, имеет знания и навыки для художественного перевода прозы и поэзии, аналитической работы с иностранной информацией региона своей специализации, способен работать экспертом в сфере межкультурной коммуникации, политической дискурсологии, психолингвистики, когнитивной лингвистики, лингвистики (языкознания). Представители профессии лингвиста востребованы на рынке труда везде просто по причине хорошего знания одновременно 2-3 иностранных языков. Они нужны везде, где нужно отличное владение иностранным языком или сразу несколькими иностранными языками. Лингвисты получают законченное высшее образование, имеют право в дальнейшем готовить и защищать диссертацию для обеспечения дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. При приеме на работу лингвист претендует на должность, которая выше по статусу должности простого переводчика. Лингвисты особенно востребованы для работы в следующих организациях: туристические компании и крупные международные отели; экскурсионные бюро, музеи; переводческие бюро и компании; международные компании; научно-исследовательские институты Академии наук России; ИТ-компании, работающие в сферах обработки, анализа и распознавания информации, машинного перевода, искусственного интеллекта, поисковых технологий (Яндекс, ABBYY, Google); аналитические отделы крупных компаний, корпораций, министерств и специальных служб; отделы рекламных агентств и PR-служб, обрабатывающие информацию на иностранном языке; средства массовой информации, готовящие переводы и аналитические сообщения, комментарии для зарубежной аудитории; средние и высшие учебные заведения, осуществляющие преподавание иностранных языков; издательства иностранной литературы; информационные отделы международных и российских компаний, корпораций и министерств; аналитические отделы военного ведомства, спецслужб, Государственной Думы, администрации Президента. Специалисты данного профиля делятся на группы:
- по конкретному языку – американисты, китаисты, японисты, арабисты и т.д.
- по языковой группе/семье — германисты, романисты, слависты и т.д.
- по языкам определенного региона — латиноамериканисты, востоковеды, африканисты и т.д.
- по конкретному разделу языкознания — фонетисты, морфологи, лексикологи, диалектологи, психолингвисты и т.д.
- по теоретическому направлению — генеративисты, когнитивисты, структуралисты и т.д.
- по методам работы с информацией – переводчики-референты, аналитики и т.д.
Профессия лингвист-переводчик требует умений и навыков формального анализа текстового и языкового материала; умений работать с большими массивами текста; навыка обобщать и анализировать данные, вести мониторинг информации, редактировать, выделять главное в информации для руководителей разного уровня. Это – профессия, требующая широкого кругозора, знания особенностей иностранной культуры, разносторонних умений и талантов, начитанности, умения слушать других и говорить с ними, чувствовать границы политической корректности, стилистику и эмоциональную наполненность сказанного. Лингвисты работают в аналитических центрах, исследовательских институтах, в информационных отделах корпораций и крупных компаний, министерств. Они занимаются анализом изменений тенденций зарубежной обстановки, исследуют иностранную информацию, публикации на иностранном языке; занимаются изучением языка, его истории, современных тенденций и изменений. Кроме того, лингвисты осуществляют научную деятельность, ведут преподавательскую работу, занимаются художественным переводом. Наиболее распространенные профессии лингвистов-переводчиков:
Переводчик-референт – специалист по анализу и обобщению информации, подготовке обзоров информации, анализу литературы и информации зарубежных сайтов.
Переводчик художественного текста – специалист по художественной интерпретации текста, который должен иметь литературный талант, стилистическую чуткость и знание менталитета населения различных стран.
Лингвист-переводчик может привлекаться для перевода переговоров на высшем уровне, для синхронного перевода, для работы журналистом-международником, переводчиком-референтом руководителя высокого уровня, старшего переводчика, начальника отдела бюро переводов, начальника отдела информации компании (министерства); международным обозревателем; телекомментатором.
Примеры успешных лингвистов:
В.М. Цветов (слева) японист, журналист-международник, телекомментатор, автор книг «Мафия по-японски», «Человек с тремя лицами», «Отравители из „Тиссо“», «Пятнадцатый камень сада Рёандзи». В.В. Овчинников китаист, востоковед, специалист по Англии, Японии и Китаю; журналист-международник; политический обозреватель. Автор книг «Корни дуба (Впечатления и размышления об Англии и англичанах)», «Горячий пепел (Хроника тайной гонки за обладание ядерным оружием)», «Ветка сакуры (Рассказ о том, что за люди японцы)», «Сакура и дуб», «Человек и дракон». А.А. Каверзнев – заведующий кафедрой языкознания педагогического института (г. Рига), журналист-международник, политический комментатор, автор документальных фильмов «Афганский дневник». «Кубинские портреты»; «Новый год в апреле»; «Весна в Пномпене»; «На перекрёстках Кампучии»; «Наследники Мао»; «38-я параллель» - Социолог
Социология – это наука об обществе. Она способна объяснить нам многие явления нашей жизни и даже предсказать некоторые события. Социолог – это грамотный аналитик социальных процессов. Логично, что существовала она всегда. О проблемах общества начали задумываться ещё Платон и Аристотель. Но социология как самостоятельная наука появилась только в 19 веке, её основоположником считается Огюст Конт. Он старался изучить общество с помощью конкретных эмпирических методов, а не просто созерцая и делая выводы, как это делали его предшественники. Так появилась новая наука, которую Конт сначала назвал социальной физикой, ну а уж только потом – социологией. По сравнению с другими науками, сфера её охвата является одной из самых широких, ведь рассматриваются абсолютно все социальные явления. Существует социология малых групп, социология предпринимательства, социология моды – социология всего, что есть на Свете. Почему-то некоторые считают, что социолог – это человек с анкетой. Любой, поступающий на эту специальность, должен знать: человек с анкетой – это интервьюер. Им приходится поработать каждому студенту-социологу, чтобы понять, как собираются данные. Анкета – это всего лишь инструмент для сбора данных для какого-то исследования. Прежде чем его провести, ставится цель, разрабатываются задачи и гипотезы. Потом выбирается метод сбора и анализа данных. Только затем создаётся анкета. И это не просто вопросы, которые пришли в голову. Составление анкеты имеет множество нюансов. И каждый вопрос должен быть задан грамотно и стоять в том месте анкеты, где ему положено быть. Затем начинается анализ данных. Все ответы из анкет вбиваются в специальные программы, с помощью которых начинается обработка. В основе анализа – сложные математические методы, и главное – правильная интерпретация и представление результатов. Это лишь малая часть работы социолога, описанная в общих чертах. Это наука, способная судить о прошлом, изучать настоящее и предсказывать будущее. Например, именно социологи предсказывают результаты выборов, выявляют причины различных событий и анализируют тенденции развития общества. В Московском ГГЭУ есть направление подготовки «социология» (бакалавриат, магистратура). Именно там учат всем необходимым навыкам для данной профессии. Профессиональный социолог должен знать очень много, постоянно пополняя копилку своих знаний, ведь социальные процессы происходят непрерывно и постоянно меняются. Он должен владеть основными экономическими методами, знать социологические подходы, уметь пользоваться специальными программами, перенимать опыт зарубежных коллег. Традиционно, в обязанности социолога входит составление программ и проведение социологических исследований, анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию тех или иных процессов, анализ данных и их грамотная обработка и интерпретация, разработка различных проектов, оказание методической помощи по социальным вопросам. И это далеко не всё, социологу приходится делать ещё много важной и интересной работы.
Профессия социолога подходит очень любознательным, пытливым людям, способным воспринимать любую информацию критически. Чтобы однозначно утверждать о чём либо, нужно сначала это доказать. И порой удивляешься, насколько неочевидными могут оказаться вполне очевидные вещи. Не думайте, что это гуманитарная профессия. Студенту-социологу придётся освоить многие математические методы, а также такие науки, как теория вероятности, статистика, дискретная математика. Конечно, также нужно знать основы философии, логики, истории, знать хотя бы один иностранный язык. В голове у профессионального социолога – целый кладезь ценных знаний. Как правило, это интересные люди, готовые поддержать любой разговор, любую тему.
Должность социолога может называться совсем иначе, и работать он может почти в любой отрасли, где необходимо решать социальные вопросы и аналитические задачи. А это требуется везде. Работодатели смотрят на опыт работы, поэтому начинать получать его можно ещё в студенческие годы. Начальная позиция, как уже было сказано – интервьюер. Позже, когда вы уже освоили навыки, необходимые для данной профессии, можно претендовать на более серьёзные аналитические должности.
У социолога есть 3 основных карьерных пути – это наука, государственное управление и бизнес. Если молодой социолог решит заняться наукой, он будет изучать различные социальные явления, его труды будут публиковаться в научных журналах, он будет выступать на конференциях, международных, в том числе. Те, кто решит заняться прикладной социологией, то есть, пойти в сферу бизнеса или госуправления, могут устроиться в различные компании, занимающиеся социологическими, маркетинговыми и другими исследованиями. Социолог найдёт себе применение во многих сферах, так как обладает большим багажом знаний и навыков, если он хорошо учился, конечно.
- Журналист
Обоснование приобретения профессий по направлениям подготовки
42.03.02 «Журналистика» бакалавриат, 42.04.02 «Журналистика» магистратура
Значение СМИ в жизни любого современного государства очень значимо. Журналистская специальность – это отличный способ реализации своего творческого потенциала. Квалифицированный и ответственный журналист – это совесть общества. Он поднимает самые острые проблемы, способствует их решению, выступая посредником между властью и населением, организуя конструктивный диалог.
Журналист – это человек, занимающийся сбором и творческой обработкой информации о событиях текущей жизни, актуальных тенденциях, а также последующим распространением информации с помощью различных СМИ (телевидения, прессы, интернета, радио), в зависимости от их технологических возможностей.
Самая очевидная цель журналистской деятельности — освещение событий. Существует несколько видов журналистики: газетная, интернет, фото-, теле-, радиожурналистика, PR. Журналисты – это не только корреспонденты, работающие над актуальными новостями, но и люди, создающие материал на самые разные темы: редакторы, дизайнеры и прочие участники информационного процесса. Работа журналиста состоит из трех этапов. Первый – сбор информации (наблюдение, интервью, работа с документами, мониторинг прессы). Именно этим и занимается профессионал большую часть времени. Второй – обработка информации (анализ, проверка фактов, уточнение деталей, формирование материала). Третий этап – обратная связь: наблюдение за реакцией аудитории.
Первое, что требуется от журналиста – идеальное знание языка, безупречная грамотность и умение излагать лаконично и интересно. Также ему необходимы навыки поиска, отбора и анализа информации, интерпретации и сопоставления фактов, выделение главного из большого объёма материала.
Хороший журналист умеет общаться на любую тему и докапываться до сути вопроса. Он должен разбираться в психологии людей, хорошо ориентироваться в правовых аспектах действующего законодательства.
Самая высокая ступень карьерной лестницы журналиста – главный редактор или создание собственного СМИ.
Журналист – человек, который непредвзято и интересно рассказывает или пишет о произошедшем событии, явлении или поступке. Выпускники журфаков работают корреспондентами, обозревателями, ведущими теле- и радиопрограмм, редакторами. Они собирают информацию, структурируют ее, облекают в ту форму, которую требует время и вид СМИ. Увлекательные будни, знакомства с интересными людьми – приятные бонусы профессии.
Профессия журналиста ответственная, творческая и интересная, дает возможность общаться с самыми разными людьми, много путешествовать. Поэтому для журналиста очень важно быть коммуникабельным, уметь располагать к себе собеседника, находить подходы к разным людям. Очень важными являются навык работы в команде, активность, инициативность, широкий кругозор, наблюдательность, креативность, умение выполнять работу в сжатые сроки. Кроме того, для создания качественного контента необходимо грамотно, четко и доступно излагать свои мысли, уметь анализировать ситуацию, объективно ее оценивать. Профессия журналиста требует настойчивости, трудолюбия, работоспособности, выносливости и стрессоустойчивости.
Востребованность профессии журналиста достаточно высокая. Корреспонденты и редакторы – самые распространенные вакансии для этой сферы деятельности. Очень активно развивается интернет-журналистика. Больше половины заявок на поиск сотрудников на данный момент публикуют именно онлайн-СМИ. Особенно востребованы журналисты, умеющие писать на сложные, зачастую научные темы (фармацевтика, медицина, инженерия и т.п.)
В основе обучения журналистике лежат гуманитарные науки, потому что предполагает глубокое погружение в филологию, историю и социологию. В рамках первого блока изучается русская и зарубежная литература, современный русский язык, иностранный язык, языкознание, теория литературы и др. В рамках второго – типология СМИ, история журналистики, жанровая специфика, технические средства и современные технологии в СМИ, техника речи и др.
Но не обойтись в работе будущего журналиста и без знаний современных информационных технологий, без навыка работы с компьютером. СМИ – это не только газеты, радио, телевидение. Широкие возможности сегодняшнему специалисту открывает интернет: журналистская деятельность реализуется в электронных изданиях и интернет-ресурсах, переживающих бум популярности.
Будущий профессионал может трудиться в государственных и коммерческих изданиях, на радио и телевидении. Есть возможность применить свои профессиональные навыки в пресс-службах государственных органов, крупных предприятий и организаций. Обладатели журналистского диплома могут работать репортерами, обозревателями, пресс-секретарями, руководителями медиапроетов, корреспондентами, ведущими радио и телевещательных программ.
Интернет-журналистика во всех ее видах предполагает шанс работы фрилансером (рерайтинг, копирайтинг, блоггинг, сопровождение web-сайтов). Такой вид удаленной деятельности особенно подходит людям с ограничениями по здоровью, давая им, используя неограниченный интернет-рынок труда, работать дома, в комфортной для себя атмосфере.
- Редактор
Обоснование приобретения профессии по направлению подготовки
42.03.03 «Издательское дело»
Профиль «Редакционные технологии в медиаиндустрии»Коммуникационное пространство сегодня и в будущем — это пространство медиатекстов различных видов и типов. Различные способы представления учебных, научных, литературно-художественных, информационных текстов основываются на использовании новых медиатехнологий.
Для современной медиаиндустрии характерна конвергенция, т.е. слияние всех видов медиатекстов в единый информационный ресурс, что кардинально меняет сложившееся представление об издательской деятельности и выпускаемой издательской продукции. Помимо традиционных изданий (книга, журнал и др.) возникли новые типы — конвергентное издание, издание с дополненной реальностью и др., а также появились такие новые понятия как медиатекст, контент, визуализация, интерактивность, виртуальное издательство. Естественно, что в процессе создания новых видов изданий появились новые технологии в медиаиндустрии — клауд-технологии, технологии дополненной реальности, конвергентные технологии, технологии представления мультимедийной информации и технологии работы с аудиторий при редактирование сайтов и социальных сетей. Методы работы редактора над изданием, имеющим свои особенности, включая мультимедийную начинку, и называют редакционными технологиями.
Традиционные редакционные процессы меняются в связи с интернетизацией всех этапов деятельности издательств и редакций. Мультимедиатизация контента потребовала изменения не только всего редакционного процесса, но и появления новых категорий редакторов: редактор сайта, редактор-агрегатор, редактор сообществ в интернете и др.
Издательское дело — отрасль медиаиндустрии, изучающая творческие и тесно связанные с ними мультимедиа-технологии создания электронных и печатных изданий. Объектом учебных курсов по данному профилю является работа редактора с автором и медиатекстом, предпечатная подготовка (prepress или premedia) оригинал-макетов к полиграфическому или иному воспроизведению и выпуску в свет.
В ходе обучения по данному направлению и профилю у бакалавра формируются профессиональные компетенции редактора, вырабатываются навыки представления о творческой интерпретации текстового, графического и мультимедийного материала. Бакалавр приобретает навыки контент-планирования, осваивает методы распространения цифровых изданий на основе маркетингового анализа. Бакалавр получает знания о критериях и методах оценки авторских оригиналов, принципах их рецензирования и умение работы над издательскими оригинал-макетами, справочным аппаратом изданий всех видов и типов.
Выпускники смогут работать редакторами книжных издательств, газетно-журнальных редакций, в информационных агентствах, в издательских отделах рекламных компаний и других организаций, а также редакторами web-сайтов.
Для бакалавра с ограниченными возможностями здоровья оптимален выбор работы в качестве редактора издательства, редактора журнала, социальной сети, сайта и др.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья получают знания и умения, которые они смогут реализовать в будущем. Приобретая необходимые навыки и опыт, студенты смогут найти свое место в обществе, обрести истинный интерес к жизни. Если студент не справляется с учебной программой, то он сможет воспользоваться вспомогательные средствами для лучшего усвоения информации (диктофон, ноутбук).
Все приобретенные знания позволяют выпускнику направления «Издательское дело» быть востребованным на рынке труда.
Овладение данной специальностью прекрасно подходит для людей с ограниченными возможностями здоровья:
- отсутствие физических нагрузок;
- возможность работы на дому;
- расширение кругозора;
- возможность общения с людьми (авторы, коллеги по работе и др.);
- постоянный обмен информацией;
- использование информационных технологий;
- востребованность на рынке труда.
- Программист
Практически все сферы жизнедеятельности современного человека неразрывно связаны с величайшим изобретением человечества – компьютером. Безусловно, компьютер значительно облегчил нам жизнь, сделал ее удобной. А зависит работоспособность ПК от программиста – человека, занимающегося разработкой и обслуживанием программного обеспечения компьютеров. Так что можно смело сказать, что программист сегодня является героем нашего времени, от профессионализма которого напрямую зависит не только работоспособность отдельно взятого компьютера, но и всего современного общества.
Профессия программиста неоднородна. Внутри профессии существует несколько узких специализаций:
- системный программист – занимается разработкой операционных систем, глобальных поисковых систем – его работа как бы находится в родо-видовых отношениях с прикладным программистом. Эта специализация предполагает и аналитическую работу, что немаловажно для дальнейшего развития компьютеров и компьютерных сетей;
- прикладной программист – человек, занимающийся разработкой и обслуживанием программ для одного или нескольких предприятий в смежных отраслях. Он работает с определенным направлением и функционалом программы, а также разрабатывает компьютерные игры;
- Web-программист – специализируется на программировании, связанном с глобальной сетью Интернет, основным источником информации и мощнейшим инструментом рекламы. Web-программист создает сайты, продвигает их, работает с контентом.
Преимущества профессии программиста:
- большие перспективы развития компьютеров и интернета;
- профессия востребована на современном рынке труда;
- высокая оплата труда;
- неограниченные возможности для удаленной работы;
- необозримые перспективы для карьерного роста (от франчайзинга до руководителя собственной компании).
Главным достоинством профессии программиста для инвалидов является возможность удаленного трудоустройства. Программист с инвалидностью может работать как в офисе фирмы или компании, так и дома, на свободных условиях, в любое время дня и ночи. Словом, программист может выбирать время и место работы, исходя из своих личных возможностей, желаний и предпочтений.
- Учитель иностранного языка
Учитель иностранного языка – это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. Профессию учителя иностранного языка нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей данной профессии, несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало. Учитель иностранного языка — это специалист, находящийся в эпицентре разных проявлений культуры, а его работа – на стыке самых разнообразных знаний, ведь ему необходимо помимо самого языка знать огромное количество вещей и явлений, которые обычно на этом языке обсуждаются. По этой причине учитель иностранного языка должен разбираться в истории, географии, политике, социологии, психологии, бизнесе, путешествиях, спорте, способах приготовления пищи, в медицине, моде, музыке, кино, литературе, искусстве, а зачастую и в самых разнообразных науках, финансовых операциях и юридических процессах, и все это для того, чтобы обучать своих учеников общаться на необходимые им в жизни и профессиональной деятельности темы, количество которых практически неисчислимо.
Учитель иностранного языка – одна из самых важных профессий нынешнего времени. Объясняется это достаточно просто: знать иностранный язык в 21-ом веке считается престижным. Поэтому и специалисты, которые этому умению обучают, пользуются большим спросом.
Учитель иностранного языка может работать:
- в общеобразовательных школах;
- в лингвистических школах, центрах;
- в институтах среднего профессионального и высшего образования;
- в разнообразных фирмах, где проводится корпоративное обучение сотрудников;
- репетитором и частным преподавателем дома, посредством Skype или на выезде у ученика.
Очень важно отметить, что данный специалист работает с людьми, что требует от него определенных черт характера, таких как доброжелательность, терпение, коммуникабельность, вежливость, чуткость, тактичность. Для эффективной и интересной подачи материала преподавателю необходима также креативность и умение мотивировать людей. Для хорошего владения своим предметом (иностранным языком) пригодятся усидчивость, внимание к мельчайшим деталям, хорошая память, чувство языка, стиля.
Конечно, для учителя иностранного языка важно владеть своим предметом на самом высоком уровне, но, тем не менее, самое главное для него – это не столько знание языка, сколько умение его преподавать. Талантливый лингвист может не уметь передать свои знания, в то время как талантливый учитель, часто не владея иностранным языком в совершенстве, может действительно помочь людям научиться говорить, читать, писать и понимать иностранную речь на слух. Поэтому учителю иностранного языка надо знать методику преподавания, иметь знания в области психологии, чтобы выбирать правильный подход к каждому ученику. В учителя надо идти, если искренне любишь объяснять что-нибудь людям и помогаешь им добиваться прогресса в понимании нового. Если хочешь быть учителем! Существует иллюзия, что учителя работают мало и отпуск у них длинный. На самом же деле, за часами, проведенными в классе или аудитории, стоит чуть ли не такое же количество часов, проведенных в подготовке к занятиям, поиске новых решений наилучшей подачи материала, в проверке домашних заданий, оценке и написании комментариев к ним. К этому надо быть готовым, выбирая данную профессию.
К преимуществам профессии можно отнести следующее:- В целом, у данной профессии высокий спрос. При этом работать можно не только в сфере преподавания, но и в любой другой сфере, где требуется знание иностранного языка.
- Эта профессия очень интересна. С учителями иностранного языка всегда есть о чем поговорить, ведь они столько всего знают. Они знают культуру зарубежных стран, а также познают новое в процессе преподавания иностранного языка.
Учитель иностранного языка может продвигаться по карьерной лестнице, пойти в аспирантуру, написать диссертацию, стать профессором. Также есть другой вариант: можно разработать свою методику и написать книгу. Тогда престиж профессии только возрастает!
- Возможна полная или частичная занятость.
- Возможен гибкий график работы.
- У отдельной категории учителей отличная заработная плата, ведь некоторые предприятия имеют в своем штате учителя иностранного языка для обучения сотрудников.
- Педагог-психолог
Педагог-психолог инклюзивного образования – специалист в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса включающего работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности, родителями и педагогическим коллективом. Специалист данной сферы осуществляет деятельность, направленную на актуализацию коррекционных ресурсов участников образовательного процесса, создает соответствующее возрасту коррекционно-развивающее пространство, формирует и реализует адекватные потребностям стратегии воспитания и обучения. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить потребность в развитии и реализовать права на получение адекватного уровня его развития. Помочь это сделать призваны педагоги-психологи инклюзивного образования.
Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, организует группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей.
Виды деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:
- научно-исследовательская деятельность (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований);
- педагогическая деятельность (психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса).
Сферы трудоустройства:
- образовательные организации (дошкольные образовательные учреждения (в том числе для воспитанников с отклонениями в развитии, нуждающихся в длительном лечении), общеобразовательные школы (в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии), гимназии, лицеи, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средние специальные образовательные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении);
- психологические консультативные службы, работа на телефоне доверия (психолого-медико-социальные центры и др.);
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- государственные и муниципальные органы управления (органы опеки и попечительства, комитет по защите прав материнства и детства, др.);
- учреждения социального профиля, досуговые центры.