Цифровая инклюзия: правовые вызовы образовательных технологий будущего

Круглый стол

«Цифровая инклюзия: правовые вызовы образовательных технологий будущего»

10 октября 2025 года – 10.00 -12.00

Положение

Очное участие  – Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, площадка – Вселенная устойчивого развития. Адрес: ул. Миклухо-Маклая, 6

Дистанционное участие – ссылка для подключения https://rgust.ktalk.ru/distant3@ddsy1owj6

Форма для регистрации  участников  Круглого стола 

Формат участия – очный/дистанционный
ФИО автора (авторов) докладчика
Наименование вуза, факультет, курс (группа) докладчика
ФИО научного руководителя
Ученая степень, ученое звание, должность, место работы научного руководителя
Название работы
Электронная почта докладчика
Контактный телефон докладчика
Отправить  er.khasanov@rgust.ru

 Цель мероприятия: сформировать у студентов понимание актуальных правовых проблем на стыке образования, технологий и прав человека и стимулировать поиск их решений.

Мероприятие посвящено анализу правовых аспектов обеспечения равного доступа к цифровому образованию. Цифровая трансформация образования открывает безграничные возможности, но и создает новые правовые риски: защита персональных данных студентов, адаптация образовательного контента для людей с ограниченными возможностями, этика использования искусственного интеллекта в обучении, как право должно реагировать на вызовы цифровизации, чтобы гарантировать инклюзивность и не допустить появления новых форм дискриминации в образовательной среде будущего. В фокусе внимания — принцип инклюзивности, который в цифровую эпоху трансформируется из требования физической доступности учебных заведений в комплексную задачу обеспечения правового, технического и содержательного равенства всех участников образовательного процесса.

Ключевые темы для обсуждения:

  1. Доступность как правовая категория:
  • Какие правовые нормы (международные, национальные) должны регулировать доступность образовательных платформ, сервисов и контента для людей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих, глухих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата)?
  • Юридическая ответственность за несоответствие цифровых образовательных продуктов требованиям доступности: административная, гражданско-правовая.
  1. Защита данных и приватность в образовательной среде:
  • Специфика обработки персональных данных несовершеннолетних учащихся.
  • Правовые риски использования систем прокторинга (наблюдения за студентами во время экзаменов), систем анализа поведения и Big Data для персонализации обучения. Где грань между контролем и вторжением в частную жизнь?
  1. Интеллектуальная собственность и авторское право:
  • Правовой статус образовательного контента, созданного с помощью ИИ.
  • Использование защищенных авторским правом материалов в цифровых курсах.
  1. Этика и право в сфере ИИ:
  • Проблема алгоритмической предвзятости: как предотвратить дискриминацию учащихся алгоритмами, принимающими решения о подборе контента, оценке знаний и т.д.?
  • Правовые модели регулирования использования AI в образовании: от мягкого регулирования к жестким директивам.
  1. Цифровой разрыв как вызов праву:
  • Может ли государство обязать обеспечивать равный доступ к цифровым образовательным ресурсам в условиях неравенства технических возможностей регионов и разных социальных групп?
  • Роль регулятора в создании инклюзивного образовательного пространства
  • Правовые механизмы поддержки для преодоления цифрового неравенства. 
  1. Информация о модераторах:

1) Хасанов Эльнур Расимович, старшиий преподаватель кафедры частного и публичного права, E-mail: er.khasanov@rgust.ru

2) Савощикова Евгения Васильевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры частного и публичного права E-mail: savoshchikova@rgust.ru

3) Шакеров Рустам Равилевич, старший преподаватель кафедры частного и публичного права, E-mail: shakerov@rgust.ru

  1. Телефон ответственного за мероприятие: 8(962)923-06-91