Виктория Сергеевна Федореева
Аспирант
Новосибирский университет экономики и управления
Новосибирск, Россия
vika77799@mail.ru
ORCID 0000-0002-4510-8686
Поступила в редакцию 17.10.2023
Принята 21.11.2023
Аннотация
Потребительские предпочтения людей среднего класса в России в настоящее время подвержены значительным трансформациям. Если ранее приоритетными считались приобретение жилья и бытовой техники, то в последние годы наблюдается тенденция к увлечению путешествиями, гастрономическими открытиями и услугами. Цель данного исследования заключалась в оценке динамики потребительских предпочтений россиян со средним достатком в период с 2010 по 2022 год на основе анализа статистических показателей рынков розничной торговли, туризма и общественного питания. В исследовании были проанализированы данные Росстата о доле расходов домохозяйств на покупку товаров длительного пользования, услуг связи и отдыха. Также использовался анализ отчетов ведущих розничных сетей и туроператоров. Результаты свидетельствуют о снижении доли расходов на бытовую технику и одежду при одновременном росте денежных потоков в сферы общественного питания и туризма. Можно говорить о переориентации потребительских ценностей россиян со средним достатком под влиянием макроэкономических и социокультурных факторов.
Ключевые слова
Потребительские предпочтения, средний класс, розничная торговля, туризм, общественное питание.
Consumer practices in the development of a middle class management culture
Victoria S. Fedoreeva
Graduate student
Novosibirsk University of Economics and Management
Novosibirsk, Russia
vika77799@mail.ru
ORCID 0000-0002-4510-8686
Received 17.10.2023
Accepted 21.11.2023
Abstract
The consumer preferences of middle-class people in Russia are currently undergoing significant transformations. If previously the purchase of housing and household appliances was considered a priority, then in recent years there has been a tendency to get carried away with travel, gastronomic discoveries and services. The purpose of this study was to assess the dynamics of consumer preferences of Russians with average incomes in the period from 2010 to 2020 based on the analysis of statistical indicators of the retail, tourism and catering markets. The study analyzed Rosstat data on the share of household spending on the purchase of durable goods, communication and leisure services. The analysis of reports from leading retail chains and tour operators was also used. The results indicate a decrease in the share of spending on household appliances and clothing, while increasing cash flows to the catering and tourism sectors. We can talk about the reorientation of consumer values of middle-income Russians under the influence of macroeconomic and socio-cultural factors.
Keywords
Consumer preferences, middle class, retail, tourism, catering.
Читать статью