Палата молодых законодателей при Совете Федерации совместно с ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Московского государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ) обсудили вопросы инклюзивного образования в России.
Открывая заседание, и.о. ректора Михалёв Игорь Васильевич отметил значимость внимания, которое уделяют молодые парламентарии этой теме.
«Каждый из палаты молодых законодателей представляет тот или иной регион. Поэтому есть уверенность, что решения ко многим вопросам будут выработаны с учетом региональных особенностей», – отметил глава университета.
Модератором заседания выступил первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Варфоломеев Александр Георгиевич.
В своём выступлении он заметил, что место проведения круглого стола выбрано не случайно.
«Вопросы инклюзии в образовании продолжают оставаться острыми и крайне актуальными. Вместе с тем Московский гуманитарно-экономический университет активно реализует данное направление. Высшее образование является одним из основных прав человека, и мы стремимся расширить возможности инвалидов для получения образования и карьерного роста», – сообщил Александр Георгиевич.
По его словам, в настоящее время действует достаточно широкая нормативная база, регулирующая данную сферу, но вместе с тем, остаётся много нерешенных проблем, связанных как с образовательным процессом, так и с организацией отдыха и дальнейшего трудоустройства.
В своём приветственном слове, главный внештатный детский аллерголог-иммунолог Минздрава Московской области, заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии «Высшая медицинская школа», д.и.н., Продеус Андрей Петрович заявил о влиянии правильно выстроенного образовательного процесса на профилактику инвалидизации и о необходимости включения медицинской составляющей в инклюзию.
В рамках круглого стола участники обсудили современные проблемы социализации и предпрофессионального развития инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрели проблемы подготовки специалистов для работы в инклюзивном образовании, включая проблематику, связанную с организацией детского инклюзивного оздоровительного отдыха, а также затронули проблемные вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием и экономическими аспектами инклюзивного образования.
Проректор по учебно-методической работе МГГЭУ, д.пед.наук, профессор Сахарчук Елена Сергеевна анонсировала новые модели инклюзивного образования, реализуемые ВУЗом.
В свою очередь, руководитель центра инклюзивного образования РАО, д.п.н., член-корреспондент РАО Лазуренко Светлана Борисовна рассказала о международном опыте, традициях и инновациях дефектологической науки в практике инклюзивного образования в России.
Заместитель директора ГАУ Волгоградской области «Мой бизнес», куратор направления «Социальное предринимательство» Попова Елена Владимировна предложила реализацию механизма межведомственного взаимодействия в формировании предпринимательских компетенций студентов МГГЭУ с ОВЗ и инвалидностью.
В ходе своего выступления, доцент кафедры социологии и философии МГГЭУ, к.с.н., Райдугин Дмитрий Сергеевич раскрыл современные методы выстраивания инклюзивного пространства в учреждениях образования и подчеркнул необходимость тиражирования успешных практик.
Декан факультета психологии и педагогики МГГЭУ, к.пед.н. доцент Руденко Игорь Леонидович представил реализуемые университетом программы по подготовке специалистов для работы в организациях инклюзивного детского оздоровительного отдыха.
В рамках заседания, заместитель директора – руководитель центра детско-юношеского туризма краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» Проценко Леонид Михайлович проинформировал о создании условий и доступности отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях отдыха детей и их оздоровления.
Также он отметил ряд проблем в этом направлении, в частности недостаточную информированность заинтересованных организаций и пробелы в межведомственном взаимодействии.
В свою очередь, сомодератор заседания член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Писарева Елена Владимировна отметила, что существует проблема доступности детских оздоровительных лагерей для детей-инвалидов, для решения контрой требуется комплексный подход специалистов здравоохранения, образования и социальной сферы.
«Речь идёт не только об организации «доступная среда». Педагогический персонал и вожатые не обладают достаточными знаниями для воспитания и общения с этой категорией детей», – пояснила сенатор.
При этом молодые законодатели соберут информацию в субъектах о доступности детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью услуг организаций оздоровления и отдыха.
Об общих нормах и особенностях нормативно-правового регулирования детских оздоровительных лагерей доложил заведующий кафедрой общеправовых дисциплин и международного права МГГЭУ, к.ю.н., доцент Байрамов Сергей Вадимович.
Доцент кафедры экономики и инноваций, к.э.н. Трубачеев Евгений Валерьевич осветил вопросы развития современных технологий и практику просветительской деятельности представителей реального сектора экономики.
Представители палаты молодых парламентариев озвучили, что все предложения возьмут в работу и обсудят в регионах.
Варфоломеев Александр Георгиевич подытожил, что все решения круглого стола направлены на поддержку системы эффективного менеджмента в образовательных организациях субъектов страны, как инструмента повышения качества инклюзивного образования, а также распространение, тиражирование передового опыта по развитию организаций, реализующих инклюзивные образовательные программы для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
По итогам заседания вынесена резолюция, которая будет направлена в профильные ведомства и регионы.