Научный руководитель МГГЭУ Валерий Рязанский: Климат доверия – ключевая особенность инклюзивного образования в нашем ВУЗе

Научный руководитель Московского государственного гуманитарно-экономического университета Валерий Владимирович Рязанский в рамках деловой программы конкурса «ИнваПрофи – 2023» дал интервью корреспонденту Медиацентра МГГЭУ Ксении Золожковой.

– Сегодня в МГГЭУ собрались талантливые люди, сильные духом, способные побеждать в самых сложных условиях. Педагоги различных типов организаций для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые принимают участие в конкурсе «ИнваПрофи». Валерий Владимирович, насколько важно, по Вашему мнению,  сегодняшнее событие, и какие положительные результаты оно несет для российского общества в целом?

– Это важно со всех сторон. Со стороны государства – организаторы конкурса, как вы знаете Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. На открытии присутствовал заместитель министра Алексей Витальевич Вовченко. Это о многом говорит. Рынок труда в нашей стране он разный, в том числе заметная роль в нем отведена работающим инвалидам. Работающий инвалид  это уже снятие социальной нагрузки с различного рода социальных систем. Поэтому вся наша работа, в том числе в инклюзивной педагогике,   связана с государственной политикой в области обеспечения занятости инвалидов. Она сводится к тому, чтобы как можно эффективнее и быстрее реабилитировать инвалида, начиная где-то с раннего возраста, где-то это случилось в позднем возрасте, но, тем не менее, сделать его трудоспособным и самообеспечивающим себя человеком. В стране больше 11 миллионов людей с инвалидностью, с серьезными ограничениями здоровья, есть и слабовидящие,  и слабослышащие, они еще не инвалиды, но, тем не менее, группа людей достаточно большая. Понятно, что со стороны государства интерес к выявлению тех технологий, которые позволяют эффективнее и лучше способствовать их социализации, обмен практиками, обмен мнениями, обмен технологиями очень важен. Он необходим. С нашей стороны, как университета, мы заинтересованы в том, чтобы эта площадка была у нас, чтобы она нас не миновала. Мы за это боролись, честно говорю, потому что первая площадка была у наших соседей –  РГСУ, вторая   в Бауманке. И третье. Ради чего проводится такой конкурс? Для выявления лучших специалистов и лучших практик. А еще конкурс это праздник и для педагогов и для их подопечных.  Но главное – каждый из конкурсантов увезет с собой сборник вот этих вот практик, которые отрабатываются в ходе профессионального соревнования. До этого никто таких книг не издавал. Сделали мы в университете. Ну, и наконец, третья сторона, это те сами участники. Представьте, что они приехали из 50 с лишним регионов. Первоначально было подано более 500 заявок. В финале оказались лишь 20 человек. Значит, это люди, которые прошли очень серьезное сито. И, конечно, для них это серьезное испытание. С другой стороны, это серьезное признание их  труда, который они вложили в создание систему коррекционного образования в Российской Федерации. Так кто же самый главный благоприобретатель этого мероприятия? Безусловно сами ребята, обучающиеся, которые учатся на периферии нашей большой страны. И, я думаю, что не в последнюю очередь родители этих ребят. Потому что, мне кажется, для любого родителя сказать поутру соседу: ты знаешь,  мой парень там или моя дочка сегодня пошла на работу. Это для семьи важно – из категории инвалида перейти в категорию инвалида-специалиста, человека умеющего зарабатывать деньги. Это большая гордость. Надеюсь, что наш ВУЗ сохранит эту конкурсную площадку у себя. За это мы должны бороться. Мы должны делать все, чтобы мы были лучшими в области инклюзивного образования.

– В нашем университете много десятков лет существует система работы со студентами, имеющими инвалидность. Обучение студентов у нас ведется с 1990 года. И мы на своем опыте знаем, насколько труден путь тех, кто занимается с такими ребятами, и прекрасно понимаем, насколько важно их сделать полноценными членами общества. Валерий Владимирович, расскажите подробнее об особенностях и уникальности инклюзивного образования в МГГЭУ?

– Главной особенностью является то, что у нас есть самая настоящая пропорция между нормами приема обычных ребят и ребят с ограничениями по здоровью и инвалидами. Пропорция, которой нет ни у какого другого ВУЗа страны. Из 50 тысяч студентов МГУ инвалидов наберется лишь тысяча человек.  То есть один к пяти. У нас с вами эта цифра один к трем. Поэтому главная особенность – вот эта арифметика. А что касается философии… философия заключается в том, что из институтов, в которых обучались одни инвалиды, образование перешло в инклюзивную форму по просьбе самих инвалидов, насколько я знаком с историей университета. Ребята, обучающиеся инвалиды, поняли, что они вот в этом замкнутом таком пространстве, общаясь сами с собой, своими проблемами, не выходя за некие внешние контуры взаимодействия с другими, они многое теряют. И постепенно,  выполняя опять же просьбы ребят, пополняя этот контингент обычными ребятами, образовалась вот эта пропорция где-то 60 на 40, 35 на 65 процентов  между ребятами без ограничений, по здоровью и с ребят с ограничениями. Вот эта пропорция и создает ту атмосферу инклюзии, в которой учтены интересы всех. Они усреднены, нет превалирования интересов инвалидов и нет превалирования интересов другой категории. Вторая деталь – обычные ребята не ощущают какие-то неудобства. С другой стороны, интересы инвалидов заметны с точки зрения их специфики, но в то же время мы в своих методиках не игнорируем и запрос обычных ребят на качественный учебный процесс. Третья деталь – пришедшая новая команда во главе с ректором Игорем Васильевичем Михалёвым  серьезно работает над обновлением кадров.   Улучшается материальная база университета.    Мы ждем даже специальный автобус, который нужен для того, чтобы ребята могли, в том числе и с инвалидностью, приезжать на конференции, на мероприятия студенческие, на свои какие-то тусовки, которые нужны молодежи. И хорошо, что нам помогают спонсоры, но с другой стороны это обязанность государства. Методики образования они тоже особенные. Должны учитывать наличие в группе отстающих ребят с особенностями, которые медленнее усваивают материал. И это уже умение преподавателей,  умение адаптировать методики, в том числе исходя из ограничений по здоровью, которые есть у части студентов. Я имею в виду плохое зрение, отсутствие нормального полноценного слуха. Я уже не говорю о физических сложностях с перемещением из одного учебного помещения в другое. Наконец, еще одна особенность, которая, наверное, является для нас главной. Мы, забирая из семей ребят-инвалидов,  возвращаем их в семью уже специалистами. А на рынок труда – готовых работников. Это дает возможность родителям некоторое время передохнуть от естественных трудностей, которые есть по части обеспечения такого ребенка. Но с другой стороны, мы выращиваем специалиста в исключительно инклюзивной среде.   Образование все могут получить: стать юристом, теоретически, хорошо подготовленным юристом. Но, как только этот юрист выйдет за порог ВУЗа, там он столкнется с действительностью, которая не приспособлена для того, чтобы этого юриста воспринимать, иногда даже психологически. Поэтому тема связана с тем, что наш специалист, выращенный в инклюзивной среде, у него есть особая закалка для работы в этих условиях. И это является где-то такой исключительной особенностью. Ну, и наконец, у нас есть студенты из всех регионов нашей большой страны. Не каждый университет может похвалиться тем, что есть представители всех регионов. Так что, когда возникает потребность взаимодействовать с самими регионами по вопросам трудоустройства, стажировок – мы ее используем. Потому что считаю, что должны развиваться территории. Мы не должны  выкачивать все лучшие кадры в Москву. Поэтому наша забота заинтересовать ребят с помощью работодателей на местах, с помощью тех же органов местной власти, заинтересовать ребят вернуться к себе, создав им необходимые рабочие места и необходимые условия для работы, чтобы это было.

– Еще на открытии «ИнваПрофи» мы увидели много почетных гостей, людей, небезразличных к проблемам общества. Сегодня в МГГЭУ проходят конкурсные испытания по трем направлениям, которые оценивают эксперты из профильных организаций – ректоры, профессора и научные сотрудники, работающие в сфере образования и реабилитации людей с инвалидностью. Чтобы вы могли пожелать конкурсантам и экспертам сегодняшнего конкурса?

Конкурсантам и экспертам? Экспертам я бы  пожелал честной, добросовестной судейской работы. Когда мы по линии общественной организации – Союза пенсионеров, который я возглавляю, проводим какие-то соревнования, у нас существует две клятвы. Клятва участников, если это спортсмен и клятва судей, если это судья. Они нужны для того, чтобы брать на себя моральное обязательство – соревноваться честно и в честной борьбе победить. И поэтому я желаю нашему судейскому жюри, мы там не называемся судьями, это жюри – честной, бескомпромиссной, добросовестной работы по оценке каждого конкурсанта. А участникам только победы. Из 500 человек подавших заявки на участие в конкурсе, к нам попали 20. Эта пропорция говорит о том, что они уже лауреаты, они завоевали это право приехать в столицу и продемонстрировать свое умение. А тем, кто этих навыков не имеет, научиться этим навыкам. Поэтому участникам – успехов и удач! Хочу в завершении сказать добрые слова в адрес нашего студенчества. Спасибо большое за то, что вы откликнулись и участвуете в качестве волонтеров в этом мероприятии. Вы сегодня играете существенную роль в подготовке, в проведении конкурса. Но самое главное в создании этого климата доверия к тому, что здесь происходит. Ведь и гости, и конкурсанты, и жюри приехали в домашний университет, в котором может и нет таких громадных площадей, возможностей, какие могут быть в других университетах. Но мы можем обеспечить профессиональную работу всех наших служб, консультантов, волонтеров,  просто в силу того, что мы в этой инклюзии  находимся каждый день. И в этом особенность нашего университета, эту особенность и вы, безусловно, создаете. Удачи! Спасибо большое!