18 декабря 2024 года состоялся финал I Всероссийского конкурса эффективных практик инклюзивного высшего образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Конкурс организован сетью Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ) при поддержке Минобрнауки, Минпросвещения, Минспорта, Минсельхоза, Минкультуры, Минтранса и Минздрава России. Оператором конкурса выступил Российский государственный университет социальных технологий (РГУ СоцТех) — единственный в России инклюзивный вуз — и РУМЦ на его базе.
Конкурс объединил талантливых преподавателей и профессоров организаций высшего образования всех регионов России. Главная цель конкурса — выявить и распространить эффективные практики инклюзивного высшего образования и создать специальные условия для получения образования студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Конкурс проводился по следующим номинациям:
— Практики по обучению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
— Создание специальных условий для получения высшего образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Заочный этап завершился 25 ноября. На конкурс участники из разных субъектов РФ подали 68 заявок. В финал вышел 21 преподаватель высшей школы. Работы участников оценивало экспертное жюри.
На церемонии открытия финалистов приветствовали научный руководитель РГУ СоцТех Валерий Рязанский, исполняющая обязанности проректора по образовательной деятельности Елена Богдалова, заместитель руководителя проектного офиса сети РУМЦ Минобрнауки России Снежанна Брусенко и руководитель РУМЦ РГУ СоцТех Руслан Хакимов.
С обращением к финалистам от имени Ольги Петровой, заместителя министра науки и высшего образования РФ, выступила Снежанна Брусенко: «Дорогие друзья, от лица Министерства науки и высшего образования РФ и от себя лично приветствую участников первого Всероссийского конкурса эффективных практик инклюзивного высшего образования и создания специальных условий, для получения образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Миссия Министерства науки и высшего образования РФ и сети Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к 2030 году заключается в том, чтобы каждая образовательная организация высшего образования РФ должна стать инклюзивной. К 2030 году в каждом ВУЗе реализуется инклюзивная политика и формируется инклюзивная культура в интересах развития и становления личности, а также ее самореализации. Стоит отметить, что впервые организованный РУМЦ РГУ СоцТех конкурс является одним из важных инструментов достижения поставленных Министерством задач. Конкурс объединил уникальных и талантливых представителей профессорско-преподавательского состава вузов всех регионов РФ. В этом году в РУМЦ РГУ СоцТех конкурс объединил лучших преподавателей и экспертов для выявления и дальнейшего тиражирования эффективных практик инклюзивного высшего образования и создания специальных условий для получения образования учащимися с инвалидностью и ОВЗ. Желаю всем участникам плодотворной работы дальнейших интересных проектов и новых достижений».
Научный руководитель РГУ СоцТех Валерий Рязанский в приветственном слове отметил: «Конкурс практик инклюзивного образования имеет огромное значение, потому что это не только теоретические исследования, но и реальные, применяемые на практике подходы. Важно, что после форума «Государственный код современной инклюзии», где обсуждались проблемы и перспективы развития системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, мы сразу же провели конкурс образовательных практик. Это позволяет в реальном времени оценить текущие достижения и направления. Мы также планируем в 2025 году объединить наш конкурс с конкурсом «ИнваПрофи», который тиражирует лучшие практики обучения людей с ОВЗ в колледжах. Так, мы создадим «бесшовные технологии» для всей образовательной системы. Это откроет новые возможности для обмена опытом и практическими знаниями. РГУ СоцТех продолжит работать над тем, чтобы лучшие практики сохранялись и использовались новыми поколениями преподавателей».
Исполняющая обязанности проректора по образовательной деятельности Елена Богдалова с радостью приветствовала участников во время торжественной церемонии открытия финального этапа конкурса. Она подчеркнула, что РГУ СоцТех — единственный в России вуз, который осуществляет инклюзивное образование, и за годы существования он накопил большой опыт в этой сфере. «Мы гордимся тем, что благодаря поддержке РУМЦ по всей стране нам удалось собрать таких талантливых преподавателей, которые продвигают инклюзивное образование. Конкурс позволил выявить лучшие практики и создать платформу для их распространения. В будущем мы бы хотели стать оператором, который будет не только собирать, но и тиражировать успешные практики инклюзивного образования по всей стране. Первым этапом этого процесса может стать публикация лучших работ в нашем рецензируемом научном журнале «Человек. Общество. Инклюзия», который включен в реестр ВАК. Мы приглашаем всех участников поделиться своими научными наработками. Уверены, что результаты конкурса послужат основой для дальнейшего улучшения образовательных условий для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».
По результатам конкурса были определены победители.
В номинация «Практики по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ»:
1 место — Людмила Подколзина, СпбГИК
2 место — Мария Пестова, РГУ СоцТех
3 место — Михаил Садовников, ВолГАУ
В номинации «Создание специальных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью и ОВЗ»:
1 место — Любава Астахова, КГУ им. К.Э. Циолковского
2 место — Ольга Петушкова, ВятГУ
3 место — Ольга Цунина, ОГУ им. И.С. Тургенева
В рамках финала Конкурса прошла открытая панельная дискуссия участников и приглашенных экспертов.
Справка
Ресурсные учебно-методические центры обеспечивают комплексный подход для развития системы инклюзивного высшего образования в России, оказывая консультационную поддержку вузам-партнёрам, лицам с инвалидностью и ОВЗ и другим заинтересованным лицам, разрабатывая современные подходы и технологии к профориентации и обучению, а также развитию форм содействия трудоустройству, предоставляя доступ к центрам коллективного пользования специальными техническими средствами обучения.
ФГБОУ ИВО «Российский государственный университет социальных технологий» (РГУ СоцТех, основан в 1990 году) — единственное в России и мире образовательное учреждение инклюзивного высшего образования. С момента основания в университете по адаптированным программам классических вузов обучаются выпускники школ и колледжей, россияне и иностранные граждане, студенты без особенностей здоровья и имеющие инвалидность — вместе без границ и барьеров.
РГУ СоцТех сегодня:
• Входит в Топ-100 лучших российских вузов (Forbes)
• 57 образовательных программ
• Особые условия для лиц с ОВ3 и детей-сирот: квота 40%