МЕТОДОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДБОРА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ (ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ) ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ | Российский государственный университет социальных технологий («РГУ СоцТех»)

МЕТОДОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДБОРА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ (ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ) ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Коды международной классификации отраслей науки и технологий классификатора 5.1.1 Психология (включая человеко-машинные отношения)
5.4.1 Социология
5.2.3 Трудовые отношения
5.3.2 Образование специальное (для одаренных, людей с ограниченными возможностями)
5.4.5 Социальные темы (женские и гендерные исследования; социальные вопросы; семейные исследования, социальная работа)
Приоритетные направления фундаментальных и поисковых научных исследований 5.2.4.3. Исследования проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук с акцентом на экономической культуре
5.7.1.2. Адаптивные возможности и здоровье детей в разные возрастные периоды; физиологические основы
новых технологий физического воспитания детей и подростков
5.5.1.2. Благополучие, удовлетворенность жизнью, психическое здоровье и развитие детей и семьи
5.2.4.1. Социокультурная трансформация российского общества в условиях цифровизации
5.2.1.7. Разработки концепции социологии знания
Ожидаемые результаты реализации Программы – приоритетные ожидаемые результаты Установление связи экономического и политического устройства общества (рынок, государство – демократия и авторитаризм), переосмысление взаимовлияния систем ценностей (убеждений) и экономического устройства, выявление причины региональной отсталости и дисбалансов, неудач в восприятии реформ и их воплощения, изучение актуальной культуры потребления.
Адаптивные возможности и здоровье детей в разные возрастные периоды; физиологические основы новых технологий физического воспитания детей и подростков
Разработка теоретических и эмпирических моделей, объясняющих особенности благополучия ребенка и семьи в зависимости от дифференциального характера предпосылок и факторов биологического, психического и социального развития.
Исследование адаптации, трансформации и “одомашнивания” новых технологий в повседневной жизни.
Разработка и применение критериев оценки организационного взаимодействия промышленных компаний, вузов и НИИ России.
Ключевые слова Реабилитация, технические средства реабилитации, ограничения жизнедеятельности, абилитация, цифровая трансформация, социальная эффективность, маломобильные группы населения, технические средства реабилитации, инвалиды, индивидуальный подбор, инклюзивное образование.
Обоснование междисциплинарного подхода В рамках проводимого проекта будут затронуты различные аспекты, связанные с решением задач как в области медицины катастроф, так в области специального образования, социальных и трудовых отношений.
Соответствие научной темы приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук;
Номер ЦИТиС 124013100838-5
Аннотация проекта Цель научного исследования. Разработка методологии индивидуального подбора технических средств реабилитации (вспомогательных средств) для лиц с ограничениями жизнедеятельности для дальнейшей разработки программного обеспечения с возможностью проведения комплексной индивидуальной оценки потребности инвалидов в предоставлении вспомогательных средств при осуществлении образования

Актуальность проблемы, предлагаемой к решению. Обусловлена а) международными документами, которые ратифицировала либо имплементировала Российская Федерация (Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006, ратифицирована ФЗ от 03.05.2012 № 46-ФЗ), Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ВОЗ, 2001) и др.: б) реформированием российской нормативной правовой базы, которая предполагает обеспечение прав инвалидов на получение необходимых вспомогательных средств с учётом индивидуальных особенностей с минимальным количеством административных барьеров и минимизацией собственных расходов инвалида на их получение в рамках федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите в Российской Федерации», а также распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года».

Описание задач, предлагаемых к решению: 1. Анализ международной практики по индивидуальному подбору и предоставлению вспомогательных средств для лиц с ограничениями жизнедеятельности и выработка рекомендаций по его использованию в национальной практике. 2. Исследование и анализ диагностических методик и инструментов по оценке медицинского, образовательного, психологического, профессионального и социального статусов для выявления и описания ограничений жизнедеятельности по обучению и способности к трудовой деятельности лиц с ОВЗ. 3. Изучение и анализ стандартизированных опросников с выявлением значимых для индивидуального подбора вспомогательных средств факторов. 4. Разработка перечней методов диагностики и стандартизированных методик, вопросов и тестов, позволяющих выявить и объективизировать потребность лица с ОВЗ во вспомогательных средствах. 5. Разработка формы протокола, отражающего результаты проведенного индивидуального подбора вспомогательных средств; 6. Составление справочников, включающих в себя типовые «портреты» лиц с ОВЗ, нуждающихся в персонифицированных вспомогательных средствах в соответствии с характеристиками изделий, представленных в каталоге технических средств реабилитации. 7. Алгоритмизация методики индивидуального подбора вспомогательных средств на примере не менее чем 10 изделий. 8. Составление предложений по цифровой трансформации разработанных алгоритмов индивидуального подбора вспомогательных средств для введения в систему образования 9. Подготовка предложений по разработке унифицированных образовательных программ подготовки кадров для учреждений образования, медико-социальной экспертизы, реабилитационных центров, учреждений, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги по индивидуальному подбору вспомогательных средств

Предлагаемые (ожидаемые) результаты и их возможная практическая значимость. Внедрение разработанных алгоритмов индивидуального подбора технических средств реабилитации (вспомогательных средств) будет способствовать обеспечению унификации подходов к назначению вспомогательных средств, повысит эффективность расходования средств федерального бюджета, выделяемых Социальному фонду Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и некоторых категорий лиц из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями, позволит рационально использовать ресурсы образовательных организаций, а также обеспечит повышение социальной эффективности в связи с ростом удовлетворённости получателей предоставляемыми средствами реабилитации.