КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ Ф. БЭКОНА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД


Пример картинки

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ Ф. БЭКОНА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД
Автор: ВОРОНЦОВ Е.А.

ЖУРНАЛ: ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ИНКЛЮЗИЯ

DOI: https://doi.org/10.24412/2412-8139-2024-1-56-68

EDN: UVLYBQ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Ф. БЭКОН, ПРИЧИННОСТЬ, МЕТАФИЗИКА, НАУКА, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, ГИЛЕМОРФИЗМ, МАТЕРИЯ, ЭМПИРИЗМ, ТЕОРИЯ ДВУХ ИСТИН


Читать статью

Скачать статью


АННОТАЦИЯ:

Представление о Ф. Бэкона как родоначальнике новоевропейского эмпиризма, апологете и методологе науки, бросившем вызов схоластическим моделям понимания сущего, является сегодня общепризнанным. Осуществленный в рамках данной работы анализ онтологической позиции английского мыслителя ставит на повестку дня целесообразность радикальной переоценки его философского наследия. Модель Бэкона фундируется двумя относительно самостоятельными идейными источниками – собственно философским и религиозным. Анализируя первый из указанных компонентов, автор выделяет в ней три взаимосвязанных элемента: учение о видах и уровнях причинности, доктрину единства материи и формы, концепцию пирамидальной структуры познания и бытия. Идейное ядро религиозной компоненты онтологической модели Бэкона складывается из трёх фундаментальных принципов – креационизма, провиденциализма, ревеляционизма. В ходе работы применялись основные философские (метафизика, диалектика, герменевтика) и общенаучные методы исследования (сравнительно-исторический анализ, принцип системности, принцип восхождения от абстрактного к конкретному).

Ключевые слова: Ф. Бэкон, причинность, метафизика, наука, эпистемология, гилеморфизм, материя, эмпиризм, теория двух истин

ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
CONCEPTUALIZATION OF F. BACON’S ONTOLOGICAL POSITION: A HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL APPROACH
VORONTSOV E.A.
Russian State University of Social Technologies, Moscow, Russia

The idea of F. Bacon as the founder of New European empiricism, an apologist and methodology of science, who challenged scholastic models of understanding of existence, is now generally recognized. The analysis of the ontological position of the English thinker carried out within the framework of this work puts on the agenda the expediency of a radical reassessment of his philosophical heritage. Bacon’s ontological model is based on two relatively independent ideological sources – philosophical and religious ones. Analyzing the first of these components, the author identifies three interrelated elements in it: the doctrine of the types and levels of causality, the doctrine of the unity of matter and form, the concept of the pyramidal structure of cognition and being. The ideological core of the religious component of Bacon’s ontological model consists of three fundamental principles – creationism, providentialism, and revelationalism. In the course of the work, the main philosophical (metaphysics, dialectics, hermeneutics) and general scientific research methods (comparative historical analysis, the principle of consistency, the principle of ascent from abstract to concrete) were used.

Keywords: F. BACON, CAUSALITY, METAPHYSICS, SCIENCE, EPISTEMOLOGY, HYLOMORPHISM, MATTER, EMPIRICISM, THEORY OF TWO TRUTHS