Александр Игоревич Карпенко
информатик
Уральский федеральный университет имени первого президента России Ельцина Б.Н.
Екатеринбург, Россия
karpenko@mail.ru
Поступила в редакцию 10.03.2023
Принята 12.04.2023
Аннотация
Современное состояние музыкальной культуры характеризуется коммерциализацией ее автономных сфер. Такая ситуация сложилась под влиянием компьютерных технологий и медиакультуры. Сформировались понятия «массовой» (тиражируемой) и «элитарной» (классической академической) музыки. В современных условиях ускорились темпы распространения информации, влияющей на развитие и распространение мировой культуры. Адекватным этим темпам должно быть и совершенствование музыкальной исполнительской методологии. Проблемой взаимодействия массовой и элитарной культур является поиск путей проникновения идей академической музыки в пространство массовой культуры. Одним из таких путей является использование возможностей шестиструнной гитары как одного из востребованных инструментов, который интересует исполнителей и академического направления, и музыкантов-любителей. Еще одно свойство, присущее гитаре – это близость самым распространенным музыкальным инструментам XV – начала XVII веков, прежде всего лютне. Лютня в те времена выполняла функции, которые в наше время относятся к функциям так называемой «масскультуры». Обилие музыкальных произведений для лютни отражает культурный, музыкальный и эмоциональный настрой эпохи. Познание музыки, обстоятельств творчества композиторов может позволить достаточно глубоко проникнуть в мир того времени, воссоздать его звучание в гитарном исполнительстве. Важная задача гитарного исполнительства – поиск творческого вдохновения в историческом музыкальном наследии для инструментов-предшественников гитары.
В исполнительском музыкознании наблюдается научно-теоретический интерес к гитарной музыке, которая утвердилась в академической традиции, о чем свидетельствуют научные исследования конца XX – начала XXI веков.
Ключевые слова
гитарный инструментарий, развитие, исследование, перспективы.
Study of the prospects for the development of guitar instrumentation technologies in the near future
Alexander I. Karpenko
Computer scientist
Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin
Yekaterinburg, Russia
karpenko@mail.ru
Received 10.03.2023
Accepted 12.04.2023
Abstract
The current state of musical culture is characterized by the commercialization of its autonomous spheres. This situation has developed under the influence of computer technology and media culture. The concepts of «mass» (replicated) and «elite» (classical academic) music were formed. In modern conditions, the pace of dissemination of information affecting the development and dissemination of world culture has accelerated. The improvement of musical performance methodology should also be adequate to these rates. The problem of interaction between mass and elite cultures is the search for ways to penetrate the ideas of academic music into the space of mass culture. One of these ways is to use the capabilities of the six-string guitar as one of the popular instruments that interests performers of both academic and amateur musicians. Another characteristic of the guitar is its proximity to the most common musical instruments of the XV – early XVII centuries, primarily the lute. The lute at that time performed functions that nowadays belong to the functions of the so-called «mass culture». The abundance of musical compositions for the lute reflects the cultural, musical and emotional mood of the era. The knowledge of music, the circumstances of the composers’ creativity can allow you to penetrate deeply enough into the world of that time, recreate its sound in guitar performance. An important task of guitar performance is the search for creative inspiration in the historical musical heritage for the predecessor instruments of the guitar. In performing musicology, there is a scientific and theoretical interest in guitar music, which has established itself in the academic tradition, as evidenced by scientific studies of the late XX – early XXI centuries.
Keywords
guitar instrumentation, development, research, prospects.
Читать статью