Эдуард Искандерович Хусаинов
Магистрант
Уфимский университет науки и технологий
Уфа, Россия
aircat71@inbox.ru
Сергей Геннадьевич Аксенов
Доктор экономических наук, профессор
Уфимский университет науки и технологий
Уфа, Россия
aksenov@mail.ru
Поступила в редакцию 17.08.2023
Принята 16.09.2023
Аннотация
В современном экономическом и инженерном контексте, эффективность управления пожарной безопасностью на морских и речных судах выходит на первый план исследовательского интереса. Эта статья направлена на всесторонний анализ экономических аспектов пожарной безопасности в акватических транспортных системах, причем особый акцент делается на количественные методы исследования, включая статистические данные, кейс-стади и моделирование. По статистике Международной морской организации (IMO), в период с 2010 по 2019 год, зарегистрирован 351 инцидент с пожаром на борту морских судов, что привело к экономическим потерям в размере примерно 1,2 млрд. долларов США. Также, согласно данным Росморречфлота, только в России за 2020 год произошло 17 пожаров на речных судах, что обусловило ущерб в размере 270 млн рублей. Эти данные служат основанием для научного исследования проблемы с экономической точки зрения. Статья применяет интегральный подход, включающий в себя не только экономические, но и технические, экологические и социальные аспекты, обусловленные пожарной безопасностью судов. Экономическая эффективность реализуемых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности оценивается на основе комплекса индикаторов, включая стоимость жизненного цикла системы безопасности, стоимость риска и стоимость социально-экономических последствий.
Ключевые слова
экономические аспекты, пожарная безопасность, морские суда, речные суда, стоимость жизненного цикла, стоимость риска, социально-экономические последствия, количественные методы, кейс-стади, Международная морская организация, Росморречфлот.
Economic aspects of fire safety on sea and river vessels
Eduard I. Khusainov
Master’s student
Ufa University of Science and Technology
Ufa, Russia
aircat71@inbox.ru
Sergey G. Aksenov
Doctor of Economic Sciences, Professor
Ufa University of Science and Technology
Ufa, Russia
aksenov@mail.ru
Received 17.08.2023
Accepted 16.09.2023
Annotation
In the modern economic and engineering context, the effectiveness of fire safety management on sea and river vessels comes to the forefront of research interest. This article is aimed at a comprehensive analysis of the economic aspects of fire safety in aquatic transport systems, with special emphasis on quantitative research methods, including statistical data, case studies and modeling. According to the statistics of the International Maritime Organization (IMO), in the period from 2010 to 2019, 351 fire incidents were registered on board ships, which led to economic losses of approximately 1.2 billion US dollars. Also, according to Rosmorrechflot, only in Russia in 2020 there were 17 fires on river vessels, which caused damage in the amount of 270 million rubles. These data serve as the basis for a scientific study of the problem from an economic point of view. The article applies an integral approach that includes not only economic, but also technical, environmental, and social aspects due to the fire safety of ships. The economic efficiency of the implemented measures to ensure fire safety is assessed on the basis of a set of indicators, including the cost of the life cycle of the security system, the cost of risk and the cost of socio-economic consequences.
Keywords
economic aspects, fire safety, sea vessels, river vessels, life cycle cost, risk cost, socio-economic consequences, quantitative methods, case study, International Maritime Organization, Rosmorrechflot.
Читать статью