Магистранты РГУ СоцТех под руководством доцента кафедры педагогики и психологии Ларисы Беленковой провели исследование на базе ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа №1708».
Молодые ученые разработали и протестировали инклюзивную творческую лабораторию, направленную на развитие социокультурных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Эксперимент показал, что такие инициативы помогают не только раскрыть творческий потенциал детей, но и способствуют их успешной интеграции в общество.
Для детей с инвалидностью проблема социализации остается одной из ключевых. По данным Росстата, на 1 января 2023 года в России насчитывалось около 722 тысяч детей с инвалидностью в возрасте до 18 лет.
Научная группа выявила, что более 50% детей, участвовавших в эксперименте, испытывают сложности в организации и контроле собственного поведения, не умеют эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, а также испытывают трудности с выражением мыслей и эмоций. Это делает необходимым использование целенаправленных реабилитационных программ.
В рамках работы инклюзивной творческой лаборатории использовались такие методы, как библиотерапия, сказкотерапия, театрализованные постановки, мастер-классы и литературные вечера. Дети участвовали в арт-терапии, игровых программах и викторинах, разучивали народные песни и частушки, создавали театральные композиции, а также осваивали креативные формы самовыражения, такие как живопись и сочинительство. В результате удалось значительно улучшить их навыки общения, самовыражения и взаимодействия.
Исследование проводилось с ноября по декабрь 2024 года. Приняли участие 16 детей в возрасте от 8 до 14 лет. Для диагностики использовались методики оценки коммуникативной компетентности, социометрического изучения межличностных отношений и социализации младших школьников.
«Мы определили, что ключевые проблемы детей с инвалидностью заключаются в недостаточной способности выстраивать эффективные коммуникации, организовывать свое поведение и понимать эмоции. Программа инклюзивной творческой лаборатории помогла решить многие из этих проблем. Например, библиотерапия оказалась мощным инструментом для развития социокультурных навыков, и мы надеемся, что такие подходы будут активно внедряться в реабилитационные программы», — отметила научный руководитель проекта, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии РГУ СоцТех Лариса Беленкова.
Исследование провели члены Профессионального студенческого научного общества «Психолого-педагогический калейдоскоп: новые технологии и практики» Ахмадуллина А.Ф., Кагальникова Э.С. и Тимкина А.А. — магистры 1 курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» в рамках реализации основного направления реабилитации детей-инвалидов на тему «Практика реализации инклюзивной творческой лаборатории (в рамках библиотерапии) по формированию социокультурных навыков детей-инвалидов».