Государственный код современной инклюзии: Всероссийский форум лучших педагогических практик обучения людей с инвалидностью и ОВЗ прошел в Москве

12 и 13 декабря 2024 года в Москве проходил ежегодный Всероссийский форум «Государственный код современной инклюзии». Ведущие эксперты и преподаватели обсудили проблемы и перспективы развития системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Организатором мероприятия выступил Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Российского государственного университета социальных технологий (РУМЦ РГУ СоцТех) при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Партнеры форума — Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения и Министерство спорта Российской Федерации.

Среди участников — Валерий Рязанский, научный руководитель РГУ СоцТех, Елена Писарева, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Олег Салагай, заместитель министра здравоохранения РФ, Владимир Сипкин, Президент Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

Государство продолжает выявлять и поддерживать технологии, которые способствуют эффективной социализации инвалидов, людей с ОВЗ. Двухдневный форум, организованный РГУ СоцТех и РУМЦ, приобрел статус авторитетной экспертной площадки. Участники мероприятия — ведущие педагоги инклюзивного образования, заинтересованные в организации рабочих мест для выпускников техникумов и вузов, общественные организации, представители бизнеса и профильных федеральных министерств, депутаты Госдумы, сенаторы Совета Федерации.

Научный руководитель РГУ СоцТех Валерий Рязанский рассказал о необходимости более качественной подготовки абитуриентов с особыми образовательными потребностями еще на этапе до поступления в вузы. «Часто выпускники приходят к нам с существенными пробелами в базовых навыках: кто-то не владеет русским языком, кто-то испытывает сложности из-за проблем со слухом или зрением, а у ребят с двигательными нарушениями часто возникают трудности с мимикой, жестикуляцией или речью. Все это становится препятствием для успешного обучения и интеграции в студенческую среду», — отметил научный руководитель.

Он подчеркнул, что специалисты РГУ СоцТех предлагали меры для улучшения ситуации, в том числе продление подготовительного этапа обучения. Это позволило бы лучше понять, с каким потенциалом и проблемами приходят будущие студенты..

«Мы продолжаем развивать инклюзивную среду. Недавно был проведен физкультурно-спортивно-культурный фестиваль #ЗАОДНО, где участвовали смешанные команды студентов с особенностями здоровья и без них. Это стало важным опытом, но показало, что интеграция требует дальнейших усилий. Эти вопросы требуют обсуждения и совместных решений со стороны ученых, преподавателей и практиков. Только таким образом мы сможем создать действительно комфортные условия для социализации и успешного обучения студентов с особенностями развития», — считает Валерий Рязанский.

Олег Салагай, заместитель министра здравоохранения РФ, в своем приветственном слове рассказал, что в образовательных организациях Минздрава, по данным за 2023 г., обучалось более 4 600 человек с инвалидностью и ОВЗ. «Эти цифры подтверждают, что доступность медицинского образования продолжает расти. Вместе с тем, важно не только обеспечивать доступ к учебным программам, но и создавать условия для дальнейшей профессиональной адаптации выпускников, особенно в таких сложных сферах, как медицина».

Он отметил, что сегодня развиваются ресурсно-методические центры, разрабатываются электронные образовательные системы, а также активно ведется работа с абитуриентами. Это позволяет не только повысить качество подготовки студентов, но и создать возможности для успешного сохранения их в профессии. «Кроме того, в инклюзивных вузах, таких как РГУ СоцТех, реализуются программы магистратуры и тематические курсы, ориентированные на охрану и укрепление здоровья. Это направление уникально тем, что соединяет инклюзивный подход и профессиональную специфику медицинского образования», — подчеркнул замминистра здравоохранения РФ.

«Инклюзивное образование — это ключевая тема, которая требует не только нашего внимания, но и постоянного совершенствования подходов, — отметила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Писарева. Она подчеркнула, что ведется активная работа для развития программ целевого набора для студентов с инвалидностью, внедрением наставничества и поддержкой выпускников в их профессиональной реализации.

«Особое место в этой работе занимает роль семьи. В недавнем круглом столе Совета Федерации мы обсуждали, насколько важно взаимодействие родителей, педагогов и наставников в создании инклюзивного образовательного пространства. Когда ребенок чувствует поддержку, он становится успешным, социализируется и достигает своих целей. Это подтверждают истории ребят, прошедших через программы реабилитации и поддержки, которые сегодня демонстрируют выдающиеся результаты — от творческих побед до профессиональных успехов. Такие примеры вдохновляют нас на дальнейшую работу»,— рассказала Елена Писарева.

С приветственным словом на открытии мероприятия также выступил Владимир Сипкин, Президент Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общество слепых. Он отметил, что в 2025 году Общество празднует 100-летие и рассказал о ключевых направлениях в области инклюзии. «На сегодняшний день в системе Всероссийского общества слепых действует 156 предприятий, которые являются инклюзивными. В них успешно работают люди с инвалидностью по зрению, глухие, а также лица с другими видами ограничений по здоровью. Это демонстрирует, что инклюзия на практике возможна и эффективна».

Он отметил, что Общество слепых продолжит развивать реабилитационные программы, включая обучение работе с гаджетами и компьютерами. Центры реабилитации ежегодно помогают около 600 инвалидам по зрению первой группы вернуться к активной жизни, в том числе в профессиональной среде. По мнению Владимира Сипкина, форум, посвященный вопросам инклюзии, — это важная площадка для обмена опытом, которая дает новый импульс межведомственному взаимодействию и реализации совместных проектов.

В дни работы форума участники обсудили психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, меры по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Особый интерес профессионального сообщества вызвали доклады, посвященные здоровьесберегающим технологиям в системе инклюзивного образования. Среди выступающих — ведущие ученые и специалисты в сфере инклюзивного образования: Панюкова Светлана, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования, Айсмонтас Бронюс, кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства Российской федерации в области образования, Родин Юрий, доктор психологических наук, Каменева Татьяна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и медиакоммуникаций РГУ СоцТех, Захарова Надира, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии РГУ СоцТех и другие. Организаторы отметили высокий уровень докладов участников.

Законодатели по итогам мероприятия представили предложения, направленные на улучшение качества жизни инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе на получение ими качественного образования, работы по специальности, достойного заработка, совершенствование городской среды, приспособленной для их беспрепятственного перемещения.

*** Справка
Ресурсные учебно-методические центры
обеспечивают комплексный подход для развития системы инклюзивного высшего образования в России, оказывая консультационную поддержку вузам-партнерам, лицам с инвалидностью и ОВЗ и другим заинтересованным лицам, разрабатывая современные подходы и технологии к профориентации и обучению, а также развитию форм содействия трудоустройству, предоставляя доступ к центрам коллективного пользования специальными техническими средствами обучения.