24 октября 2024 года в Совете Федерации РФ состоялся круглый стол на тему «Роль семьи в инклюзивном образовательном пространстве», в котором приняли участие ведущие эксперты России в области инклюзивного образования: Щетинина О.В., сенатор РФ, Сачко Ю.М., заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, Алехина С.В., директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ, Мирзоева К.К., председатель РО ВОРДИ Ростовской области, Саитгалиева Г.Г., руководитель направления “Инклюзивное образование” функционального блока образовательных программ “Высшее образование” РАНХиГС, Новиков И.А., член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и др. Встречу открыла и модерировала Писарева Е.В., Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
От лица Российского государственного университета социальных технологий (РГУ СоцТех) в работе круглого стола приняли участие доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Светлана Котовская, а также кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и медиакоммуникаций Наталья Семочкина. С докладом выступила Светлана Котовская.
В своем докладе она осветила ключевые вызовы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и предложила меры, направленные на улучшение их социального и психологического благополучия. Согласно исследованиям наших экспертов, родители, воспитывающие ребенка с инвалидностью и ОВЗ, испытывают чувство вины, предъявляют жалобы на повышенную усталость и наличие тревожно-депрессивных характеристик, что отражается на формировании качества жизни, психологического и субъективного благополучия, жизнеспособности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Особое внимание было уделено созданию института «жизнеспособной семьи», способной обеспечивать устойчивое развитие ребенка с ОВЗ. Профессор Котовская отметила важность перехода от дефицитных к ресурсным технологиям, которые позволяют гармонизировать образовательный процесс и улучшить качество жизни как детей, так и их родителей.
В соответствии с официальными задачами государства по развитию инклюзивного образования и поддержке семей, находящихся в сложных условиях, предложенные экспертами РГУ СоцТех инициативы отмечают необходимость социальной поддержки не по заявительному, а по выявительному принципу. В частности, речь шла о разработке механизма социального кураторства для семей с детьми с инвалидностью, который включал бы медицинское, образовательное и психологическое сопровождение.
Кроме того, Светлана Котовская предложила Министерству науки и высшего образования, а также Министерству просвещения разработать и внедрить изменения в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ. В частности, она рекомендовала увеличить сроки получения образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья, с учетом необходимости регулярного прохождения медицинских процедур и реабилитации. Также было предложено организовать региональные собрания для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, с участием образовательных организаций и ресурсных центров, чтобы улучшить профориентацию и информированность семей о возможностях и особенностях инклюзивного обучения.