Молодые педагоги-дефектологи РГУ СоцТех: Здоровьесберегающие технологии — основа успешного обучения детей с ОВЗ


Молодые педагоги-дефектологи РГУ СоцТех под руководством доцента кафедры педагогики и психологии одноименного факультета Ларисы Беленковой провели мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в дефектологической практике» на базе ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа №1708».

Магистранты отметили, что школа сегодня сталкивается с двумя серьезными проблемами. Прежде всего, это трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, а также постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания и практического умения. Правильно организованный коррекционно-образовательный процесс помогает детям не только освоить нужные умения и навыки, но и укрепить здоровье, а также развить психоэмоциональную и физическую сферу.

Поэтому в своей работе молодые специалисты все чаще применяют здоровьесберегающие образовательные технологии, а  формирование здоровьесберегающей среды на занятиях зависит от грамотно организованной работы учителя-дефектолога. Учителя-дефектологи РГУ СоцТех поделились системой работы, направленной на  развитие межполушарного взаимодействия; синхронизацию работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, мышления, речи;  формирование зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки; предупреждение дислексии и дисграфии.

Участники мастер-класса показали действие традиционных и нетрадиционных методов  здоровьесберегающих технологий, которые могут быть использованы  в работе любого учителя-дефектолога:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья способствуют предупреждению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, релаксация, дыхательная гимнастика (восстановление нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы (стимулируют и повышают функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм);
  • технологии обучения здоровому образу жизни обеспечивают восстановление физического здоровья школьников (массаж и самомассаж лицевых мышц, кистей и пальцев рук; плантарный массаж (массаж стоп); аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); массаж язычной мускулатуры), самомассаж рук, элементы Су-Джок-терапии (активизация защитных функций организма посредством воздействия на зоны коры головного мозга); кинезиологические упражнения (создают новые нейронные сети и улучшают межполушарное взаимодействие);
  • коррекционные технологии способствуют обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников и просвещению их родителей (арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика (преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); пуговичный массаж кистей и стоп; игротренинги и игротерапия).

Многолетняя практика работы в этом образовательном учреждении доказала необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми разных категорий ограничения здоровья. Учителя-дефектологи отметили регулярность применения разнообразных методов и приемов, которые оказывают положительное воздействие на психофизическое развитие детей с нарушением познавательной деятельности, с речевыми нарушениями, нарушением двигательной активности и ослабленным здоровьем. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий  помогает решить важнейшую задачу — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни, формируя мотивационную готовность к регулярному применению полученных навыков, обеспечивая социально-психологическая адаптацию, снижая показатели заболеваемости этих детей.

Педагоги и специалисты школы выразили готовность применять полученные знания в своей практике, поскольку техники  повышают обучаемость детей (они учатся видеть, слышать, рассуждать), у них улучшаются психические процессы, снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность, развивается умение действовать в соответствии с усвоенными правилами, обогащается положительная эмоциональная сфера, корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности.

«Педагог-дефектолог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, медицинскими работниками, коллегами, планирует свою работу с учетом приоритета создания здоровьеформирующей среды школы, где здоровьесбережение выступает как образ жизни современного школьника и как средство педагогики оздоровления», — отметила научный руководитель проекта, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии РГУ СоцТех Лариса Беленкова.

Мастер-класс провели члены Профессионального студенческого научного общества «Психолого-педагогический калейдоскоп: новые технологии и практики» Ахмадуллина А.Ф., Кагальникова Э.С. и Тимкина А.А. — магистры 1 курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».