РГУ СоцТех принял участие в научной дискуссии РАО по вопросам жизнеспособности человека


8 апреля 2025 года Российская академия образования провела научную дискуссию о психологических и педагогических аспектах жизнеспособности человека в современном обществе. В мероприятии приняла участие заведующий кафедрой педагогики и психологии Российского государственного университета социальных технологий Светлана Котовская с докладом «Развитие жизнеспособности как условие здоровьесбережения студенческой молодежи с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования».

Дискуссия была посвящена новому и перспективному направлению в отечественной психологии и педагогике — изучению жизнеспособности человека. Участники обсудили ключевые аспекты формирования и поддержания жизнеспособности в различных контекстах: системе образования, семье, миграционной среде и др.

В рамках обсуждения были представлены результаты исследований, согласно которым трансформационные процессы в обществе делают проблему жизнеспособности особенно актуальной. Участники отметили, что жизнеспособность образовательной среды следует рассматривать на трех уровнях: среды, организации и субъектов образования.

Жизнеспособная образовательная среда выступает источником развития личности за счет следующих ресурсов индивидуальных характеристик (мотивации, уверенности в себе, организованности, удовлетворенности) и условий образовательной среды (содержания и организации деятельности, поддержки со стороны семьи, педагогов и сверстников).

Особое внимание было уделено первоочередным задачам школьных психологов, педагогов и социальных работников: формированию у учащихся просоциальной индивидуальной жизнеспособности, развитию личностных и субъектных качеств, таких как эмоциональная регуляция, внутренний локус контроля, мотивация достижения, положительное отношение к себе и окружающим.

Для студентов, особенно младших курсов, переживающих трудности адаптации к высшему образованию, подчеркивается важность социально-психологической и педагогической поддержки. Необходимо развивать ресурсы саморегуляции, эмоционального интеллекта, навыков планирования и обращения за помощью.

Кроме того, была поднята тема жизнеспособности семьи как показателя ее здорового и социально приемлемого функционирования. Концепция жизнеспособности семьи включает в себя индивидуальные, семейные и социальные ресурсы, а также поддержку со стороны расширенной семьи и общественных институтов — таких как мораль, религия и государство.